Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Статистика /

Статистика торговли

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Введение

Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статис¬тических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере мате¬риального производства, поскольку она выполняет важные функ¬ции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществ¬ления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость то¬варов. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обраще¬ния являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и на¬ционального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономиче¬ского воздействия на сферу производства. Именно в сфере товар¬ного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей насе¬ления, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.

Развитие торговли на совре¬менном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потреб¬ностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению куль¬туры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Именно эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятель¬ности отдельных

торговых предприятий. К задачам статистики торговли относятся: изучение объема, уровня, динамики, структуры состояния и развития торговли; изучается и прогнозируется спрос.

1. СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ

1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ

Пред¬мет и задачи статистики торговли

Статистика торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

Исторический процесс развития экономики обусловил развитие трех социально-экономических форм торговли: государственной, кооперативной и колхозной.

Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министер¬ства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с еди¬ным государственным планом.

Кооперативная торговля осуществляется предприятиями и организациями потребительской кооперации, действующими на основе кооперативной собственности. Значительную часть товаров, полученную от государственных предприятий и организаций, ко¬оперативная торговля реализует по государственным ценам. Остальные товары, полученные из собственного производства или в порядке собственных закупок, реализуются по ценам, установ¬ленным соответствующими кооперативными организациями (облпотребсоюзами). Главное назначение коопе¬ративной торговли — обеспечение села товарами народного пот¬ребления и лишь продажа излишков сельскохозяйст¬венной продукции производится городскому населению.

Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населе¬ния, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхоз¬ная торговля представляет собой рынок, на котором купля-прода¬жа товаров осуществляется между их непосредственными про¬изводителями и потребителями, цены складываются в зависимос¬ти от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной тор¬говли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от сос¬тояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ре¬сурсов.

Ведущее положение и решающее значение имеет государствен¬ная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребнос¬тей населения.

Предметом статистики торговли является количественная сто¬рона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере то¬варного обращения в неразрывной связи с их качественным со¬держанием. Статистика торговли изучает закономерности, тен¬денции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучае¬мых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и рознич¬ного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торгов¬ли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эф¬фективности и качества работы торговых предприятий.

Основная задача статистики торговли — всесторонняя, дос¬товерная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятель¬ности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:

исследование процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота;

анализ состояния и динамики товарных запасов и скорости товарооборачиваемости;

изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности;

анализ развития материально-технической базы торговли;

характеристика финансовых результатов деятельности торго¬вых предприятий, систем и отрасли (издержки обращения, при¬быль, рентабельность);

изучение уровня, структуры и динамики цен в государствен¬ной, кооперативной и колхозной торговле.

Эти задачи тесно связаны между собой и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс товарного обращения не изо¬лирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны. Ответ¬ственная задача статистики — исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффек¬тивности торговли от различных производственных и социальных факторов. Это позволит научно обоснованно воздействовать на то¬варный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства.

Система показателей статистики торговли

Задачи статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью системы взаимо¬связанных показателей. К этим показателям относятся:

товарооборот, характеризующий основную сторону деятель¬ности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производ¬ства и кончая сферой потребления;

товарные запасы, характеризующие наличие товаров в тор¬говле на определенный момент времени, обеспечивающие непре¬рывность обращения товаров;

цены, являющиеся непременным условием товарного обраще¬ния, эквивалентом, по которому товары обмениваются на день¬ги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;

издержки обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;

прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;

численность работников и затраты рабочего времени, характе¬ризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использо¬вание в торговых предприятиях и в целом по отрасли;

число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности.

Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно опре¬деляют процесс движения товаров к потребителю.

На основе этих количественных показателей разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсив¬ные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:

производительность труда всех работников торговли, в том числе работников, непосредственно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»