Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Таможенная система /

Проблемы функционирования льготных таможенных режимов

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственное высшее профессиональное образовательное учреждение

Тюменский международный институт экономики и права

Экономический факультет

Кафедра экономики и МХС

Контрольная работа

по дисциплине

Организация и управление ВЭД

на тему

Проблемы функционирования

льготных таможенных режимов

Выполнил: студент 5 курса

Группы 152 Ермолаев В.И.

Проверила: Астахова М.А.

Тюмень, 1999

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания интеграци¬онных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические пре¬имущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Цент¬ральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические со¬ображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смо¬гут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют ис¬ключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, ко¬торый как правило, не должен превышать 10 лет.

Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ вы¬водит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем бла¬гоприятствовании и недискриминации.

Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только из¬бежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уро¬вень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпин¬говых пошлин и количественных ограничений.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет пре¬ференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), в резуль¬тате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предо¬ставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо невер¬ная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимос¬ти, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов: предостав¬ление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара; предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не со¬держат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

О масштабах нарушений, выявленных в практике применения льготных внешне¬торговых режимов ЕС, свидетельствуют следующие данные КЕС. Всего в период с 1990 по 1997 гг. государства-члены уведомили КЕС о 796 случаях расследуемых ими нарушений, прямой ущерб от которых для бюджета ЕС составил 111 млн. экю. Кроме того, по наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной си¬стеме таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка това¬ров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференци¬альный режим не распространяется", постановление Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих из разви¬вающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок.

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически бы¬стро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных эко¬номических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различ¬ным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими стра¬нами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эф¬фективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздей¬ствие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной прак¬тикой предоставления тарифных преференций.

В частности, программа Генеральной системы преференций США распростра¬няется на 150 государств и территорий. При этом число пользователей растет: с 1991-1995 гг. оно увеличилось на 12 государств. Общая система преференций ЕС распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций США и ЕС весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних прора¬боток с целью ненанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом со¬ставе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом территориального охвата Генеральной системы преференций (отдельные пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально предоставляемых льгот. В результа¬те, товарная ее номенклатура включает более 4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные преференции фактически распространяют¬ся всего на 7% совокупной стоимости импорта товаров в США. Технически же, ес¬ли в США товар включен в Генеральную систему преференций, то он ввозится бес¬пошлинно. Однако превышение импорта определенного уровня приводит к исключе¬нию данной товарной позиции из национальной схемы тарифных преференций.

России

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»