←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Ярославский филиал Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики
Кафедра экономики
Курсовая работа
на тему: Международные стратегические альянсы и механизмы их организации
Студента 3-го курса, группы МЭ-35
Захарикова Павла Алексеевича
Руководитель
г. Ярославль-2003
План:
1. Введение____________________________________________________3
2. Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов____________________________________________________4
3. Общее определение стратегического альянса_____________________7
4. Механизмы организации______________________________________23
5. Заключение_________________________________________________25
6. Список литературы__________________________________________26
Введение
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия. В ми-ровой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, разли-чающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, кар-тели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, про-мышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
Стремление найти баланс между преимуществами централизации и де-централизации управления и ответственности при объединении компаний приводит к выбору таких организационных форм интеграции, которые зани-мают как бы промежуточное место между полностью централизованной кор-поративной структурой и сотрудничеством в чисто рыночной среде.
Организационные формы объединения компаний, значительно разли-чающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь возникающие организацион-ные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм. Характер взаи-мосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тон-ким, учитывая вдобавок ко всему и возможность кооперации интегрирован-ных структур.
В данной работе представляется важным попытаться оценить мировую практику организации и функционирования международных стратегических альянсов, рассмотреть особенности и механизмы их организации.
Общие предпосылки к формированию международных стратегических альянсов
Стратегия прямых инвестиций в сферу НИОКР зарубежных стран рас-ширяет возможности ТНК по мобилизации человеческого капитала – при-влечению к работе лучших специалистов из других государств и регионов. Она обеспечивает доступ к новейшим научно-техническим разработкам всего мира, однако имеет один весьма существенный недостаток. Это – необходи-мость последовательного увеличения или, по меньшей мере, поддержания достигнутого уровня затрат на НИОКР, невзирая на периодически изменяю-щуюся конъюнктуру рынка и экономические кризисы.
Бремя расходов на НИОКР становится все более тяжелой ношей даже для крупнейших транснациональных корпораций. Тем более что подобные исследования не всегда приводят к ожидаемым коммерческим результатам ввиду высокой степени сопутствующих рисков и, нередко, из-за непредска-зуемости конечных результатов. Однако промышленные компании ясно соз-нают, что отказ от проведения НИОКР был бы чреват в современных услови-ях, куда большими потерями.
Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении за-трат на получение нового научного знания и освоение новых передовых тех-нологий. Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.
В теоретическом плане этот подход стимулировал развитие концепции национальных и международных стратегических альянсов, которые по-нимаются как такая форма организации научно-технической кооперации ме-жду промышленными компаниями разных стран, при которой все участвую-щие партнеры отвечают следующим основным требованиям:
1) вносят свой вклад в получение новых научных и технологических знаний в рамках выбранной для сотрудничества области или осуществляют обмен уже имеющимися у них технологиями;
2) разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;
3) сохраняют при этом свою полную самостоятельность и независи-мость, получая от партнеров по стратегическим технологическим альянсам только то, в чем испытывают актуальную потребность.
На доконкурентных стадиях совместного освоения новых продуктов или технологий преобладают альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних конкурентных стадиях возможны также производственные и маркетинговые альянсы.
К середине 90-х годов насчитывалось более 10000 международных стра-тегических альянсов. Более четверти из них было связано с микроэлектрони-кой, вычислительной техникой, автоматизацией промышленного производ-ства и технологиями телекоммуникаций. Альянсы активно используются также в области биотехнологии и новых материалов. В страновом контексте преобладают стратегические альянсы между партнерами из США и стран За-падной Европы.
Согласно недавней оценке Дж.Харбирсона, консультанта фирмы “Буз, Аллен энд Хэмилтон”, на долю альянсов в настоящее время приходится 18% всех доходов крупнейших американских компаний. Только за последние три года во всем мире сформировалось около 32 тысяч альянсов различного вида, три четверти из которых были международными. О том, в какой степени этот процесс затрагивает Россию, будет немного подробнее сказано далее.
Здесь же следует еще отметить, что развитие глобальных процессов в сфере НИОКР неизбежно повлияет на состояние национальных систем нововве-дений и может привести в ближайшем будущем к их значительной транс-формации. Некоторые авторы даже используют в этой связи термин “тех-ноглобализм”, сопоставляя его с “технонационализмом” (последний характе-ризует в рассматриваемом контексте технологическую самодостаточность государства). 1
Общее определение стратегического альянса.
Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерче-ских целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглаше-ния об участии в активах с созданием новой организации (например, совме-стные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
• это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компа-ний. Существуют значительные различия между стратегическими сою-зами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и парт-нерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотруд-ничества существует ограниченное время и используется для конкрет-ных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как прави-ло, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
• этот тип хозяйственного объединения основан на заключении средне-срочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних согла-шений;
• в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и кли-енты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегиче-ские союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (на-пример, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видео-записи, или Honda и Rover в мобильной связи);
• в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координа-ция стратегического планирования и управления участниками деятель-ности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские от-ношения с выгодой для каждого участника;
• стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфир-менной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими техноло-гиями и опытом;
• альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим ли-цом;
• компании могут быть участниками множества стратегических альян-сов;
• стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партне-ров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопре-деленность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|