←предыдущая следующая→
1 2 3 4
А. Б. Спеваковский
ТРАДИЦИОННОЕ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ КОРЕННОГО ОЛЕНЕВОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
В свете возрастания роли общественных наук в разработке про-блем развитого социализма особое внимание этнографической науки сей-час направлено па изучение современности и, в частности, на исследова-ние традиций в хозяйственной деятельности, их значения в развитии современной экономики. Перед этнографами встают задачи сбора и сбережения информации о традиционной производственной культуре, уче-та ее особенностей, в том числе и у коренных народов Сибири, с целью, как отмечал Ю. В. Бромлей, повышения практической роли этно-графии, усиления ее конструктивных и управленческих функций.
Социалистические преобразования, начавшиеся уже с первых лет Со-ветской власти, и широкомасштабное освоение пространств Сибири, кото-рое осуществляется особенно интенсивно в последние десятилетия, оказа-ли существенное влияние на все стороны жизни коренного населения Се-вера. На основе закономерностей общественного развития в эпоху социа-лизма произошла трансформация в материальной и духовной культуре эвенов, эвенков, кoряков, чукчей и других северных этносов, изменился их быт. В значительной степени преобразования коснулись и хозяйственных занятий местных жителей. На смену старому хозяйству пришли новые, от-личные в социальном плане, иные в качественном отношении социалисти-ческие формы хозяйствования, повлиявшие па устойчивость экономики, навсегда освободившие аборигенов Севера от сезонных голодовок и по-зволившие повышать производительность труда. Мероприятия по укреп-лению организационно-экономической базы коллективных хозяйств и ук-рупнению колхозов, многие из которых преобразованы в совхозы, повыси-ли техническую оснащенность- традиционных промысловыми позволили развивать новые отрасли хозяйства — земледелие, животноводство и др.
Однако, несмотря на нововведения, многие традиционные особенно-сти хозяйства и культуры, которые в совокупности образуют этнические традиции, вырабатываемые целенаправленной деятельностью каждого эт-носа в ходе его исторического развития, все же показывают большую сте-пень устойчивости. В первую, очередь это можно отнести к оленевод-ству, практикуемому в ряде: областей Севера, в том числе на северо-востоке Сибири у рассматриваемой группы этносов.
В качестве одного из главных обстоятельств, обеспечивающих сохранение оленеводства как отрасли хозяйства, выступает его приспособленность к экстремальным северным условиям. Оно, как правило, практикуется в такой климатической зоне, где невозможно разведение крупного рогатого скота и земледелие. В этой связи следует особенно отметить неприхотливость северного оленя, его способность круглый год добывать корм в суровом климате.
Мероприятия, проводившиеся Советской властью с первых лет ее существования, содействовали сохранению оленеводства, которое приобрело государственное значение, способствуя тем самым ^развитию экономики народов Севера. Внедрение в эту главную отрасль хозяйства коренного населения новых методов выпаса животных, организации труда оленеводов. достижений ветеринарии и обеспечение ее транспортными средствами и радиосвязью не мешает тем не менее характеризовать оленеводство как занятие, в котором наличествует ряд традиционных элементов. В традиционном крупностадном оленеводстве корякско-чукотского типа, заимствованном у палеоазиатов; также эвенами в связи с их этническими контактами на Чукотке, Камчатке и севере Охотского побережья и признанном сейчас наиболее рентабельным хозяйственным занятием коренного населения, как и прежде, практикуется круглогодичный выпас оленей в соответствии с издавна выработанным годичным циклом. Обслуживание животных базируется па использовании народных знаний, а быт оленеводов во многом определяется самобытными традициями.
Сохранение традиционного объясняется и тем, что производственное кочевание осуществляется на территориях, значительно удаленных от цен-тров современной культуры. Нередко оленьи стада откочевывают от по-селков на 300 км и даже дальше. Необходимость такой отдаленности обу-словлена тем, что рядом с крупными поселками, предприятиями и местами разработок полезных ископаемых, как правило, отсутствует корм для оле-ней.
Производственный опыт оленеводов, накопленный в течение многих веков, прекрасное знание природных условий таежных тундреных районов имеют непреходящее значение и в наши дни. Многие традиционные прие-мы ухода за животными, выработанные коренным населением северо-востока Сибири и практикуемые сейчас, наиболее эффективны и единст-венно приемлемы. Вряд ли целесообразно полностью заменять их други-ми. Допустимо лишь привнесение в них новаций, усовершенствований и улучшение их отдельных сторон.
В традиционных отраслях хозяйства и в оленеводстве в том числе жи-вет и развивается родной язык аборигенов. Кстати, терминология, связан-ная с оленеводством, настолько богата, что ее очень трудно выразить на другом языке.
В оленеводческом хозяйстве рассматриваемого региона и в подчинен-ных ему сферах в настоящее время занято большинство представителей аборигенных этносов. В табл. 1 показано распределение коренного населе-ния по профессиям на примере взятых выборочно нескольких наиболее типичных оленеводческих поселков разных районов северо-востока Сиби-ри.
Таблица 1
Профессия
Охотский р-н Xaбаров-ского края
(пос. Арка) Быстринский р-н Камчатской обл. (пос. Эссо, Ашш-гай) Поселки Пенжин-ского р-на Коряк-ского автономного округа Камчатской обл.
Аянка Слаут-ное Манилы
Оленеводы (пастухи и чум-
работницы) 114
47
104
112
103
Методисты агиткультбри-гад 0 0 3 1 —
Ветеринары 4 4 2 — 3
Охотники 3 20 3 — 0
Рабочие (колхоза или сов-хоза) 44 12 14 10 13
Мастера меховых мастер-ских 2 0 — — 30
Прочие 40 38 42 31 27.
Примечание. Данные таблицы, взятые из нехозяйственных книг пе-речисленных поселков, учитывают только взрослое население
Бытованию традиций способствует также и то, что многие се-мьи коренных жителей северо-восточных районов продолжают держать личных оленей. Согласно полевым материалам 1978— 1982 гг., в четы-рех солениях Камчатка — Аянке, Слаутном, Манилах и Эссо — 173 семьи имеют оленей, в каждой в среднем но 14—15 голов. В личном пользовании эвенских, корякских и чукотских семей, издавна занимавшихся олене-водством, также есть олени. Их имеют не только оленеводы, работаю-щие в бригадах, но и живущие в поселках лица других профессий, а также пенсионеры. Олени переходят по наследству, дарятся ребенку при рожде-нии, а невесте как свадебный подарок. В то же время огородничест-вом занимается очень незначительное аборигенов. В пос. Эссо. на-пример, лишь за четырьмя эвенскими семьями закреплены приусадебные участки, в Аянке — за тремя (две эвенские семьи и одна чукотская) и т. д.
Таким образом, традиционное оленеводство — по сути дела ведущий и пока практически ничем незаменимый вид деятельности коренных жи-телей, обеспечивающий своей продукцией как местное, так и пришлое на-селение северо-востока и тем самым вносящий определенный вклад в осу-ществление Продовольственной программы. Оленеводство можно рас-сматривать как своеобразную хозяйственную основу, от которой во мно-гом зависит сохранение этнического своеобразия аборигенов северо-востока Сибири.
Традиции сохраняются не только в производственной деятельности, но и охватывают почти все сферы жизни коренных жителей, образуя тра-диционный комплекс. Традиционное оленеводческое хозяйство непосред-ственно связано и с существованием самобытной материальной культуры. Во время производственного кочевания с оленьими стадами эвены, эвенки, коряки и чукчи используют оленей как верховой и нартенный транспорт, живут в переносных каркасных жилищах типа чумов, яранг, приспособленных к роду их занятий, носят, особенно зимой, национальную одежду и обувь, сшитую из оленьих шкур, обрабатываемых прежними способами, употребляют традиционную пищу, используют утварь, приспособленную для этой пищи и кочевого быта. Занятие оленеводством обусловливает специфику быта не только во время производственного кочевания, но так-же и в поселках, где живут не занятые выпасом оленей члены семей олене-водов. Оленеводческое хозяйство во многом определяет характер духов-ной жизни коренного населения (искусство, фольклор, а также верования, культы и др.), обусловливает бытование народного опыта, морально-этических норм и т. д.
Традиционное в оленеводстве не препятствует совершенствованию этой важной в условиях Севера отрасли хозяйства, а присутствует в ней как органическая часть, сосуществующая с современными элементами. Нарушение правильного соотношения традиционного и современного мо-жет причинить ущерб. В частности, увеличение количества оленей в ста-дах при ограниченности кормовых ресурсов угодий, которые находятся в распоряжении отдельных оленеводческих совхозов, не всегда оправдывает себя из-за быстрого истощения пастбищ. Поэтому учет особенностей хо-зяйства аборигенных этносов северо-востока Сибири при введении нов-шеств в первую очередь необходим для их развития, что создает наиболее оптимальные возможности осуществления ленинской национальной поли-тики в современных условиях.
Из вышесказанного вытекает необходимость первоочередного изуче-ния традиций в области хозяйственной деятельности, рассмотрение кото-рой, по мнению F. Е. Маркова, лежит в основе исследование всех прочих этнографических явлений.
.К
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|