Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Государство и право /

Бюрократия как фактор влияния на функционирование государственной службы в России 1992-2002 г.г

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Северо - Западная академия государственной службы

Кафедра Государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

По курсу: «Система государственного и муниципального управления»

На тему: «Бюрократия как фактор влияния на функционирование государственной службы в России 1992-2002 г.г.»

Выполнила: студентка 412 группы

ф-та ГиМУ

Якимишина Т.О.

Проверил: Антипов В.А.

Санкт-Петербург

2003

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Понятие бюрократии……………………………………………4

Изменения в нашей бюрократии

с 1992 – 2002………………………………………………………….6

3. Причины снижения качества работы

государственного аппарата…………………………………………13

3.1 Вымывание квалификации и «пожилой»

средний возраст работников………………………………………………14

3.2 Утрата норм административной морали………………………………………………………………………...16

3.3 Уменьшение подконтрольности аппарата…………………………..17

4. Реформа ……………………………………………………....18

Заключение……………………………………………………24

Библиография…………………………………………………25

Введение

Прежде всего, сама трактовка темы реферата предполагает обращение к изучению развития и изменения бюрократии на протяжении выбранного отрезка времени, ее проблемы и способы решения этих проблем.

Государственная бюрократия, пожалуй, единственная сегодня социальная группа, которая не только успешно пережила все катаклизмы идущих преобразо­ваний, но и с явной для себя выгодой использует все потрясения общественной системы. В немалой степени эта удивительная социальная пластичность подкреп­ляется внутренними, в том числе и нравственными, свойствами этой группы, способностью ее членов менять и сообразовывать собственные представления о внутренне допустимых для себя действиях (по отношению, например, к государ­ству и к своим служебным функциям), понятия об индивидуальной ответствен­ности, убеждения в социальной справедливости, профессиональные самооценки и т. д. с динамикой общественных отношений.

Сменялись формы государства, формы социально-политического устройства, формы управления вообще, но неизменной оставалась одна черта. Государственность подразумевает сложные формы управления с разветвленной структурой, и чем сложнее эти формы, тем сильнее вкрапления бюрократических извращений, тем сильнее переплетаются их корни. Эта ситуация напоминает нам заколдованный круг, и иногда кажется, что выхода из него нет.

Конечно, тема полностью не раскрыта, о феномене бюрократии можно говорить и говорить, хоть и изучаться этот вопрос в литературе стал сравнительно недавно, но узкие рамки реферата не позволяют ее рассмотреть в полной мере. Основная часть

1.Понятие бюрократии

Что же обозначает термин «бюрократия»? Словарь иностранных слов дает такое понятие: «Бюрократия [фр. bureaucratie < фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство букв. господство канцелярии] — 1) слой высших чи­новников, высшая чиновничья администрация в феодально-абсолютистском и капиталистическом государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соб­людения формальностей»1. Исходя из буквального значения слова "бюрократия", его нередко употребляют как синоним управления, администрирования. Термином "бюрократия" подчас обозначаете рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии: законами и другими правилами. Там, где существует государственный аппарат и государственное управление, бюрократия в определенных пределах всегда необходима. Признавая важность государства, невозможно отрицать и нужду в специально подготовленных для управления государственными делами людях. «Бюрократическое управление — это управление, которое должно следовать четко разработанным правилам и предписаниям»2. Весьма сложна структура бюрократического аппарата.

Одна часть аппарата обслуживает законодательный процесс, исполнение законов судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании; другая - поддерживает

____________

1Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – С.93 – 94.

2Смольков В.Г. Бюрократизм // Социс – 1999 - № 2 - С.40.

внутреннюю и международную устойчивость и безопасность государства, иными словами, внутренний правопорядок и нормальные взаимоотношения с мировым сообществом.

Бюрократический аппарат состоит, во-первых, из группы руководителей, в которую можно включить следующие категории работников: это - управленцы, в полной мере осуществляющие руководство учреждением, организацией, всеми стадиями управленческого цикла; далее, это - руководители отделов, секторов и т.п., которые также осуществляют полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; наконец, это — категория заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Вторым по значению звеном аппарата являются специа­листы. К ним относится большая часть кадров аппарата управления: консультанты, референты, юристы, социологи, политологи, технологи, экономисты и т.п.

Третьим крупным отрядом управленческих кадров является технический персонал аппарата управления (секретари, машинистки, делопроизводители и т.п.). К этой группе кадров аппарата также приложимы некоторые элементы существенных приз­наков управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов и при их контроле выполняет отдельные задачи, относящиеся к управ­ленческой деятельности. Кроме того, работники этой группы обеспечивают общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождают руководителей, специалистов аппарата управления от рутинных, технических операций и обеспечивают возможность сосредоточиться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От технических работников зависит четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организацион­ных вопросов.

Разделение аппарата управления на три группы нельзя абсолютизировать, посколь­ку функции трех перечисленных категорий работников управленческого труда неразрывно связаны и переплетаются.

Следует различать понятия "бюрократия" и "бюрократизм". Если первое слово служит для обозначения определенной организации, системы работы аппарата управления ("рациональная бюрократия"); стандартный и во многих отношениях единственно возможный способ организации дел в современном обществе, то второе понятие применяется в нега­тивном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти ("иррациональная бюрократия"); отклонение от нормы, болезнь, причем общемировая. Поэтому сегодня особенно остро стоит двуединая задача: сохранить и укрепить аппарат управления, способный к эффективной работе, и одновременно блокировать бюрократизм.

Бюрократизм, в конечном счете, разрастается в систему бюрократической власти, основанной на совокупности формальных и неформальных связей чиновничества с деятельностью государства. Это всесильный, замкнутый, действующий по законам

иерархии, жесткий механизм власти, стоящий над законом и волей членов общества. Эта власть превращается в самодовлеющую организацию, функционирующую, исходя лишь из собственных интересов, предающую забвению благо общества. Основными свойствами бюрократизма являются: отчужденность от народа и социальная замкну­тость, кастовое равнодушие к интересам населения.

2.Изменения в нашей бюрократии с 1992 – 2002

Толчком к массовому, практически безграничному формированию бюрократического капитализма (бюрократический капитал — это специфическая форма генезиса ка­питализма в условиях «догоняющего развития», фактически, это особый вариант «первоначального накопления», осуществляемый при активном участии и по инициативе государственной бюрократии, он особенно ха­рактерен для стран с богатыми историческими традициями бюрократичес­кого правления), причем во всех его про­явлениях — частного бюрократического капитала, бюрократического гос­капитализма и, наконец, бюрократического госмонополистического капита­лизма (ФПГ, или финансово-промышленные группы), послужила гайдаровская либерализация. Е. Гайдар и его соратники просто не учли оче­видного факта реальной (а не виртуальной) российской жизни в условиях фактического отсутствия сколько-нибудь значительной предприниматель­ской прослойки возможностями, предоставленными политикой безграничного либерализма (да еще в ее классическом, давно уже забытом миром варианте, а не современного неолиберализма), на прак­тике могли воспользоваться только две социальные группировки. Главная из них — это хозяйственная номенклатура, экипированная необходи­мыми связями и соответствующими ноу-хау. Отмечается большая степень персона и к преемственности нашей номенклатуры. Так, в середине 90-х годов в правительственных структурах она составляла

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»