←предыдущая следующая→
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Тихоокеанского государственного экономического университета
в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
ДИСЦИПЛИНА:
Теория организации
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Коммуникации в организации. Особенности челове-ко-машинной коммуникации
Выполнена студентом
2 курса, группа 521-Моу
специальности 080507
заочного факультета
ускоренной образовательной про-граммы
Стребковой Ольгой
Алексеевной
г. Южно-Сахалинск
2005
Содержание:
Глава 1. Коммуникации: сущность, группы 3
1.1 Виды коммуникаций 3
1.2 Способы коммуникации 6
Глава 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса. 10
Глава 3. Проблема взаимоотношения человека и машины. 12
Список литературы: 18
Глава 1. Коммуникации: сущность, группы
Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и до-водит принятые решения до работников организации.
Основные функции коммуникации:
1. информативная - передача истинных или ложных све¬дений;
2. интерактивная (побудительная) - организация взаимо¬действия между людь-ми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника пу-тем использова¬ния различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);
3. перцептивная функция - восприятие друг друга парт¬нерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
4. экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных пе-реживаний.
1.1 Виды коммуникаций
Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой орга-низации, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из пере-численных видов. При¬рода межличностных отношений существенно отличает-ся от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфиче-ская черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения мож-но рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцио¬нальная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-ношению друг к другу.
Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и сре-дой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности ор-ганизации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и чи-тают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностя-ми информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.
Внутренние коммуникации – это коммуникации внутри организации меж-ду различными уровнями и подразделениями.
Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структу¬рой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управ¬ления, тем выше вероят-ность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может коррек-тиро¬вать и отфильтровывать сообщения.
Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распростра-нения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много бы-стрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются пер-выми для запланированной утечки и распространения определенной информа-ции или сведений типа «только между нами».
Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказыва-ется точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точно-сти не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие поло-жительным или отрицательным.
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рам-ках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким образом, подчиненным уровням управле-ния сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных зада-ниях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, вице-президент по произ-водству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего уровня) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководи-телей об особенностях готовящихся изменений.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может за-метно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким образом, руководство узнает о текущих или назреваю-щих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей — это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на один раз неделю, со-бираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслужива-нии потребителей. Эти группы, получили название «кружков качества». Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложе-ний и объяснительных записок.
Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в орга-низации являются отношения между руководителем и подчиненным. Они со-ставляют основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Ис-следования показали, что 2/3 этой деятельности реализуется между управляю-щими и управляемыми.
Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией меж-ду руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и воз-награждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием способно-стей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально сущест-вующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчинен-ным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Комму-никации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффек-тивность действий группы.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информаци-ей между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организа-ция — это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добивать-ся, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая орга-низацию в нужном направлении.
В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, яв-ляющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.
1.2 Способы коммуникации
- разговорный (устный, вербальный);
- письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
- невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) [5, с. 354]
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы чело-веческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является са-мым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче ин-формации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредст-вом других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют сред-ства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:
1. оптико-кинетическая;
2. пара- и экстралингвистическая;
3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;
4. визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: до-полнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пан-томимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или ме-нее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей те-ла (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; по-зы, и тогда мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и экстралингвистическая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|