Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Теория организации /

Основополагающие законы организации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание.

Вступление.

Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

3

Законы организации. 5

Основополагающие законы организации.

Закон синергии.

6

Закон самосохранения. 8

Закон развития. 10

Законы организации второго уровня.

Закон информативности-упорядоченности.

12

Закон единства анализа и синтеза. 14

Закон композиции и пропорциональности. 15

Специфические законы социальной организации. 16

Заключение. 17

Список литературы. 18

Вступление.

Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:

- входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)

- преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)

- результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)

- влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значе-ния)

Между входным воздействием и выходным результатом имеется зави-симость, кот может иметь различный вид: табличный, графический, фор-мульный, словесный.

Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и сознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны); кратковремен-ными (например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его производительности); моральными (связаны с соблюдением в обществе норм повеления чело-века, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и тради-циями, так или иначе нарушающих права человека. Эти зависимости про-являются в незаконных общественных формированиях или в организаци-ях, находящихся в неестественных условиях существования).

Таким образом, все решения и поступки человека так или иначе под-чиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям.

Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодатель-ных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций (такие нормы в Библии, Коране); получила при-знание и поддержку авторитетных ученых (законы организации).

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет ме-ханизм действия и механизм использования. Механизм действия заклю-чается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответствен-ности.

Законы организации.

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культу-ры и профессиональной подготовки).

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпири-ческого подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

Законы организации по важности делятся на 2 уровня:

- основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)

- менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

Основополагающие законы организации.

Закон синергии.

Любая организация характеризуется следующими элементами: произ-водительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, техни-ческий потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют по-тенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс сущест-венного усиления или ослабления потенциала материальной системы на-зывается синергией.

Закон: Для любой организации существует такой набор элемен-тов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, ком-пьютеров), либо существенно меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор эле-ментов, при котором синергия носила бы созидательный характер. (При-мер: Можно ли создать молодую семью, потенциал которой всегда будет в области созидательной энергии? Ответ: Очень трудно, так как на все элементы необходимые для синергии, находятся в сфере управления се-мьи – пьющие родители, влияние внешней среды.)

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производит-ся. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии си-нергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполне-нии, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «кон-ференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало об-щего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; за-прещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения форму-лируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конфе-ренции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и аб-сурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым ис-точником человеческого духа, появления блестящих идей.

Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.

Закон самосохранения.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.

Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

Σ Ri > Σ (V1i + V2i);

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, поли-тика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия.

V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом , общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а

правая – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

Для анализа положения организации очень важен показатель «уро-вень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ре-сурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР= (У-Л / У) * 100%.

Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немед-ленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положи-тельный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной реклам-ной кампании.

Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обан-кротиться.

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности госу-дарства или какого-либо общества в развитии определенной сферы про-изводства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руко-водители же опять довольно пассивны.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»