←предыдущая следующая→
1 2 3
Содержание.
Вступление.
Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».
3
Законы организации. 5
Основополагающие законы организации.
Закон синергии.
6
Закон самосохранения. 8
Закон развития. 10
Законы организации второго уровня.
Закон информативности-упорядоченности.
12
Закон единства анализа и синтеза. 14
Закон композиции и пропорциональности. 15
Специфические законы социальной организации. 16
Заключение. 17
Список литературы. 18
Вступление.
Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».
В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:
- входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение руководителя)
- преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по известным или новым алгоритмам)
- результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или исполнительское действие самого руководителя)
- влияние результата на входное воздействие (корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия или изменение его значе-ния)
Между входным воздействием и выходным результатом имеется зави-симость, кот может иметь различный вид: табличный, графический, фор-мульный, словесный.
Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и сознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны); кратковремен-ными (например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника от его производительности); моральными (связаны с соблюдением в обществе норм повеления чело-века, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и тради-циями, так или иначе нарушающих права человека. Эти зависимости про-являются в незаконных общественных формированиях или в организаци-ях, находящихся в неестественных условиях существования).
Таким образом, все решения и поступки человека так или иначе под-чиняются некоторым осознанным или неосознанным зависимостям.
Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодатель-ных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций (такие нормы в Библии, Коране); получила при-знание и поддержку авторитетных ученых (законы организации).
Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения. Таким образом, закон имеет ме-ханизм действия и механизм использования. Механизм действия заклю-чается в формировании зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответствен-ности.
Законы организации.
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культу-ры и профессиональной подготовки).
Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпири-ческого подхода к профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.
Законы организации по важности делятся на 2 уровня:
- основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)
- менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).
Основополагающие законы организации.
Закон синергии.
Любая организация характеризуется следующими элементами: произ-водительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, техни-ческий потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют по-тенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс сущест-венного усиления или ослабления потенциала материальной системы на-зывается синергией.
Закон: Для любой организации существует такой набор элемен-тов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, ком-пьютеров), либо существенно меньше.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор эле-ментов, при котором синергия носила бы созидательный характер. (При-мер: Можно ли создать молодую семью, потенциал которой всегда будет в области созидательной энергии? Ответ: Очень трудно, так как на все элементы необходимые для синергии, находятся в сфере управления се-мьи – пьющие родители, влияние внешней среды.)
Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производит-ся. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии си-нергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.
Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполне-нии, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «кон-ференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало об-щего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; за-прещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения форму-лируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конфе-ренции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и аб-сурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым ис-точником человеческого духа, появления блестящих идей.
Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.
Закон самосохранения.
Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.
Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
Σ Ri > Σ (V1i + V2i);
где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, поли-тика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.
V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия.
V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом , общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.
Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а
правая – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.
Для анализа положения организации очень важен показатель «уро-вень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ре-сурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР= (У-Л / У) * 100%.
Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немед-ленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».)
Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положи-тельный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.
Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной реклам-ной кампании.
Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обан-кротиться.
Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности госу-дарства или какого-либо общества в развитии определенной сферы про-изводства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руко-водители же опять довольно пассивны.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|