←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
1. Объект, предмет, методы и задачи ТНТ.
Т – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.
Объект Т – товар, а предмет – потребительская стоимость ТНП.
Потребит. Ст-ть – способность товаров удовлетворять конкретные потребности человека.
Мера потребительской стоимости – качество товара.
Задачи Т – Чёткое определение основополагающих характеристик товара; Систематизация товаров путём классификации и кодирования; Оценка качества товаров; Управление ассортиментом организации; Товароведная характеристика конкретных товаров.
Методы: Научная абстракция; Анализ и синтез; Качественный и количественный анализ; Метод эксперимента; Проверка теории практикой; Комплексная оценка качества товаров.
2. Потребительские свойства непродовольственных товаров.
ПС – те свойства товара, с помощью которых он удовлетворяет наши конкретные потребности.
Назначение: О целесообразность выпуска данного товара, социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального износа, сопутствующих социальных эффектов.
Функциональность - соответствие товара своему прямому назначению: Совершенство выполняемой функции (состав и структура, функциональная и техническая эффективность), конструктивность (габариты мебели, ёмкость посуды), универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных операций.
Надёжность - способность товаров выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Безотказность, Долговечность, Ремонтопригодность, Сохраняемость.
Эргономическое - удобство и комфорт потребления изделия. Гигиеничность; Соответствие изделий форме тела, правильной осанке, оптимальной хватки руки; Соответствие изделия и его элементов энергетическим возможностям мышц.
Эстетичность – способность предмета выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности). Информационная выразительность (СП-ть изд-я выражать ч-з особенности формы сложившиеся в О культурные нормы и представления); Рациональность формы (соответствие формы назначению, конструкции, используемому материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям); Целостность композиции (красота и художественная выразительность изделия); Совершенство производственного исполнения и сохранности товарного вида;
Экологичность; Безопасность; Экономичность.
Химические свойства – устойчивость материалов и изделий к действию разл. Реагентов – воды, кислот и щелочей. Характерезует взаимоотношение веществ и материалов с действием различных сред. Оценивается с 2-х позиций: Сопротивляемость воздействию агрессивных сред и Степенью агрессивности самих веществ
Агрессивность классифицируется: сильно- (кислоты, щелочи), средне- (слабые растворы щелочи, морская вода), слабоагрессивные (пресная вода, водяной пар низкого давления, инертные газы, атмосферная среда)
По оценки сопротивляемости: Высоко стойкие ( стекло, серебро…), сред нестойкие (никель), нестойкие.
Биологические свойства. Оценивают взаимоотношение веществ и материалов с биологически активными средами (вирусы, бактерии). Оценка осуществляется с позиций 1.стойкости к разрушающему воздействию 2.оценка активности биологической среды.
3. Стандартизация и сертификация непродовольственных товаров.
Стандартизация – установление единых мер или условий по качеству изготовителя, технологии пр-ва, методам испытания и контроля, правилам маркировки, упаковки, транспортирования и хранения, правилам эксплуатации и техники безопасности.
Процедура станд-ии осуществляется на разл. уровнях: от заводского до госуд. по установлению и применению стандартов. Стандарт может быть установлен как на матер. предметы, вещ-ва, материалы, так и на нормы и правила, требования в разл. отраслях деятельности. Стандарт - русск. «норма»; в широком смысле представляет образец, эталонную модель для базы сравнения подобных товаров. Стандарты закладывают требования надежности, экономичности, эстетичности, размеров, качества и способы определения качества.
Сертификат соответствия, гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный, ветеринарный, экологические требования, декларация соответствия, качественное удостоверение, страны происхождения товаров.
Оценивают первые попытки стандартизации в России в сер. 16в.. Настоящая попытка стандартизации была осущ. Петром 1, - распоряжение о введении единых размеров для пушечных ядер.
На Тульских оружейных заводах в 1876г. был издан указ о введении средств измерения для проверки оружия на точность.
Историки несколько иначе оценивают деятельность стандартизации в гос. масштабах.
1919- «Декрет о введении межд. метрич. системы мер и весов».
Первая попытка разработки документа спец. органом «центр. Гос. Комитет по стандартизации».
В настоящее время главным органом занимающимся критериями стандартизации называется «комитет по стандартам».
Цели стандартизации: Обеспечение безопасности объектов стандартизации для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан; Обеспечение технической и информационной совместимости объектов стандартизации; Обеспечение качества продукции в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; Обеспечение единства измерений, экономии всех видов ресурсов.
Задачи стандартизации: Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству товара в интересах потребителя и государства; Установление требований по совместимости и взаимозаменяемости продукции; Унификация составных частей изделий; Установление метрологических норм и требований; НТ обеспечение контроля, сертификации и оценки качества продукции; Создание систем классификации и кодирование технико-экономической информации; Нормативное обеспечение государственных и межгосударственных программ; Содействие в выполнении законодательства РФ методами и средствами стандартизации.
Принципы: целесообразность, взаимное согласие сторон с учётом общественных интересов, соответствие нормам законодательства, оптимальность требований, возможность объективного контроля.
4. Категории и виды стандартов на товары.
НТД-(нормативно-техн.документация) подразделяется на 4 категории:
1) высшая - гос.стандарты России (ГОСТ). Он является обязательным для министерств, ведомств, гос-ва, учреждений. После букв – цифры, а затем год издания
ГОСТ 1234 – год изд. 03
Цифр. обозначение кода неполное, только последние 2 цифры (98)
2) отраслевые стандарты (ОСТ) обязат. Для предприятий, организаций, независимо от их ведомственной подчиненности.
Особенность цифр. символики (ОСТ 17 220-98),присв. отд. отраслям
3) республиканские стандарты, разработан. для республ. или местных значений, когда нет стандартов 1 и 2 уровня. Обознач. РСТ (если Татарстан – РСТ Тат)
4) СТП – стандарты предприятий. Явл. обяз. только для подразделений данного предприятия. Разновидности: межреспубл. МРСТ, КНТД – относятся техн. условия, они устанавл. требования конкретной продукции, на кот. отсутствуют стандарты – ТУ (техн.условия)
Регистрационный номер состоит из 3 групп цифр ТУ 21-17-98-год издания
№ мин-ва
ВТУ – временные ТУ
РТУ – республиканские
МРТУ – межреспубликанские
Норма создания ТУ диктуется гос. стандартами, и все они имеют сильное ограничение по сроку применения. Все создаваемые ТУ регистр. Органами по стандартизации.
Процесс стандартизации явл. дорогостоящим. Станд. высшего уровня разрабатываются и внедряются для продукции, имеющей гос. значимость и производимой масштабными объемами.
ТУ явл. документом самого низшего уровня.
Стандарты явл. не нормативными документами, а технической документацией. Как правило, путь создания стандартов начинается с создания ТУ. По мере роста производства, значимости товара документ переходит на высший уровень (от техн. документации к нормативной). Ни один новый стандарт не имеет уровня гос. стандарта. Это относится к почти полной номенклатуре прод. продукции и продукции легкой пром-ти.
Развитие мирового прогресса привело к появлению большого числа произв-й, использ. комплектацию производ. в ур. странах.
Была создана система международных стандартов (ISO и ИСО) – междун. орган по стандартизации.
Стандарты явл. обязат. для всех кооперирующих производителей и большинства экспортеров как за рубежом, так и в нашей стране. Проблематика, связанная с признанием стандартов др. странами, решается либо путем частных соотн. поставщиков на гос. уровне мужду странами, либо путем приведения продукции к международным стандартам или к стандартам отдельных образований.
Сущ. практика международных отношений, исп. станд. др. стран
DSN – нем. Стандарт
Формы представления стандартов в соотв. С ИСО:
- в виде документов
- образца или эталона
- в виде физ. единицы (или const-ты)
Виды стандартов:
Устанавливают единообразие в данной области деятельности и применения.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|