Туризм /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Содержание
Введение 3
1 Лицензирование туристской деятельности 5
2 Сертификация как гарантия качества туристских услуг 15
Заключение 29
Список литературы 30
Введение
В настоящее время в России туризм признан одним из при¬оритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного уп¬равления туризмом Департа-мента туризма Минэкономразвития Рос¬сии, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.
Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци¬ал, за-нимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристско-го потока. Это является весьма низким показате¬лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоя-щее время наиболее перспективными сегментами рынка, рас¬тущими опере-жающими темпами, являются:
• экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;
• культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирово¬го потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и ко¬торые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
• специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профес-сионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечеб¬но-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечи¬вающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных про-дуктов и услуг;
• круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учи¬тывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает оп¬ределенные перспективы перед Балтийским морем.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного ту¬ризма в Россию, являются:
• образ России как страны, небезопасной для туризма, создавае¬мый зару-бежными и отдельными отечественными средствами массо¬вой информа-ции;
• отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей стра¬ны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
• неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, за-ключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
• неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количе¬ство гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);
• отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем каче-ственного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гости-ничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствую¬щих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию турист-ской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гос-тиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.
1 Лицензирование туристской деятельности
Основой законодательной базы по лицензированию турис¬тской дея-тельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото¬рый был принят Государст-венной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отноше-ния, возникающие между фе¬деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель¬ной власти субъектов Российской Федерации, юриди-ческими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществ-лением ли¬цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с пе-реч¬нем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона.
Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и инди¬видуальных предпринима-телей.
В данном Законе используются следующие основные понятия:
• лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ин-дивидуальному предпринимателю;
• лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение ли-цензии в соответствии с данным Законом;
• лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, при-остановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиа-тами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответст-вующих лицензионных требований и условий;
• лицензионные требования и условия - совокупность установленных поло-жениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществле-нии лицензируемого вида деятельности;
• лицензирующие органы - федеральные органы исполнитель- Ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуще-ствляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
• лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
• соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуаль¬ный предпри-ниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за¬явлением о предос-тавлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
• реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении ли¬цензий, пе-реоформлении документов, подтверждающих наличие ли¬цензий, приоста-новлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицен-зий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• обеспечение единства экономического пространства на терри¬тории Рос-сийской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых видов деятель¬ности;
• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положения¬ми о лицен-зировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле¬ние ко-торых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за¬конным интере-сам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу¬дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В целях обеспечения единства экономического пространства на терри-тории Российской Федерации Правительство Российской Феде¬рации в соот-ветствии с определенными Президентом Российской Фе¬дерации основными направлениями внутренней политики государства:
• утверждает положения о лицензировании конкретных видов де¬ятельности;
• определяет федеральные органы исполнительной власти, осу¬ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
• устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осу¬ществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации.
На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:
• предоставление лицензий;
• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
• приостановление действия лицензий;
• возобновление действия лицензий;
• аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 настоя-щего Закона);
• ведение реестра лицензий;
• контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен¬зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре¬бований и усло-вий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанав-ливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органа-ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут переда-вать им осуществление своих полномочий.
На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Зако-на, необходима лицензия.
Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу¬ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индиви-дуальным предпринимателем.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле¬на фе-деральным органом исполнительной власти или органом испол¬нительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществ¬ляться на всей тер-ритории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Фе-дерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уве¬домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|