Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Цифровые устройства /

Основные принципы фотосъемки при естественном освещении

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Основные принципы фотосъемки при естественном освещении

Доклад на тему:

«Основные принципы фотосъемки при естественном освещении».

Освещение - распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и характеру светового потока. С одной стороны, освещение - техническое средство, необходимое для осуществления съемки, с другой, - оно одно из главных изобразительных средств, основа светотени, характера фотографического рисунка.

По роду источников света различают естественное, искусственное и смешанное освещения.

Съемка при естественном освещении зависит от астрономических, метеорологических (погодных) условий, от дополнительного местного освещения, от особенностей окружающих предметов, влияющих на спектральный состав освещения (цветные рефлексы). Под астрономическими факторами подразумеваются географические координаты данного пункта, которые определяются широтой и долготой, высотой стояния солнца и связанными с этим периодами съемочного дня. В течение дня в зависимости от высоты солнца над горизонтом условия естественного освещения значительно меняются. Происходит изменение спектрального состава света, что очень важно при цветной съемке.

Съемочный день в зависимости от высоты солнца принято условно делить на периоды.

Период низкого утреннего и вечернего освещения. Солнце стоит над горизонтом под углом от 0 до 15°. В это время происходит резкое изменение спектрального состава солнечного света и соотношений освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом. Горизонтальные лучи света оставляют длинные, вытянутые тени от объектов. Отчетливо выявляются рельеф местности, объем предметов, планы, воздушная среда. Но такие условия складываются лишь в ясную, безоблачную погоду. В пасмурную погоду съемка при низком стоянии солнца затруднена. Освещение делается невыразительным, так как отсутствуют контрасты и тени.

Период нормального дневного освещения. Солнце поднимается на высоту от 15 до 60° над горизонтом. В этот период наблюдается относительно равноценная освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей, незначительно изменяется спектральный состав освещения в светах и тенях. В безоблачную погоду объекты получают выразительный рисунок, так как светотень выявляет объемы, фактуру, подчеркивает пространство. Это наиболее благоприятный период для фотографирования.

Период зенитного освещения. Солнце поднимается над горизонтом под углом более 60°. При высоте солнца 70° наступают резкие контрасты освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности объектов получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные. Это самый неблагоприятный период для фотографирования.

Период сумеречного освещения. Глубина погружения солнца под горизонт составляет около 60°. В период сумеречного освещения направленный свет отсутствует, земная поверхность и все объекты освещены рассеянным светом неба. Фотосъемка в сумерки производится для получения эффекта ночных снимков. В это время рекомендуется использовать дополнительное искусственное освещение.

По характеру освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным (рассеянно-направленным).

Направленное освещение создают прямой солнечный свет в ясный, безоблачный день. Такое освещение создает на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности оставляет в тени. На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся. Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.

Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего па ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским. Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.

Комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта. Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.

Варианты освещения.

Важно различать следующие варианты освещения по направлению солнечных лучей относительно объекта съемки со стороны фотоаппарата.

Фронтальное (переднее). Расположение и форма теней соответствуют общепринятому представлению о естественном освещении в природе. Но интервал яркостей невелик. Глубина пространства передается только благодаря линейной перспективе. Наиболее благоприятна для цветных съемок безоблачная погода, так как открываются возможности получить живописные композиции различных цветовых отношений при небольшом интервале яркостей.

Боковое и передне-боковое. Создает четкое чередование светов и теней, ярких и затененных участков. Получается пространственная картина с хорошо очерченными объемом и рельефом поверхностей объектов. Это наиболее пластичное освещение.

Контровое (контурное). Хорошо выявляет контур предметов благодаря тому, что возникает световое обрамление. При таком освещении наблюдается значительный контраст яркости между светами и тенями, так как вертикальные поверхности объектов, обращенные к фотоаппарату, освещаются более темной стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зеркальным, в результате направленного рассеяния возникает яркий блик. Небо при съемке против света имеет очень высокую яркость и, чтобы уменьшить соотношение яркостей земли и неба, перед объективом фотоаппарата устанавливают оттененные светофильтры.

Характеристика основных видов дневного освещения.

Яркий солнечный свет очень популярен для фотографирования на открытом воздухе. Когда светит солнце, цвета получаются ярче всего. Яркие краски, сверкающие блики и интересные тени, созданные сияющим солнцем, обеспечивают прекрасные снимки. Освещение на улице в дневное время суток весьма разнообразно. Иногда это сверкающий солнечный свет, который может падать на предмет спереди, сзади или сбоку. В другое время это может быть освещение без тени, как в пасмурный день, или сумрак лесной чащи. Знания о том, как оптимально использовать разнообразные световые ситуации, позволят вам делать фотографии лучшего качества. Понимание особенностей освещения на улице раскроет перед вами больше возможностей для интересных снимков и увеличит ваши творческие способности.

При съемке зимних сюжетов на снежном фоне при ярком свете солнца увеличьте экспозицию на 1 ступень относительно результатов замера экспозиции* экспонометром**. Благодаря этому, снег на ваших снимках получится белым, а не серым.

Яркое солнце или солнце в легкой дымке, обычные объекты съемки.

Солнце сияет на чистом голубом небе или затянуто легкой дымкой. Солнечный круг при этом хорошо прорисовывается, хотя на небе могут присутствовать легкие облака. Тени резкие и четко очерчены.

Определить экспозицию для обычных объектов, освещенных спереди в условиях яркого солнечного освещения или в тех случаях, когда солнца затянуто легкой дымкой, можно с помощью простой формулы: 1 / светочувствительность пленки * выдержка в секундах при f/16

Например, при съемке на пленку чувствительностью ISO (ASA) 64, выдержка может составлять 1/64 секунды при диафрагме f/16. Нужно установить выдержку 1/60 секунды, т.е. ближайшее значение к 1/64 с. Эту формулу можно использовать при отсутствии экспонометра.

Яркое солнце, солнце в дымке, объекты на фоне пляжа или снега.

Условия для солнца и состояния неба те же самые, что и в предыдущем случае, но объекты находятся на фоне очень светлого песка или снега. Поскольку эти яркие объекты отражают много света, рекомендуется уменьшить экспозицию на 1 ступень относительно базового значения экспозиции, определенного по формуле выше. Обратите внимание, что поправки к экспозиции относятся к описанным выше условиям освещения и значению экспозиции, рассчитанному по приведенной выше формуле. Это не относится к значению экспозиции, рассчитанному экспонометром. Поскольку экспонометры, измеряющие отраженный свет, могут быть введены "в заблуждение" ярким фоном (песок или снег), правильное значение экспозиции можно определить лишь замерив освещенность вблизи самого объекта съемки. Если это сделать невозможно, будьте осторожны при установке значения экспозиции, определенного экспонометром, если это значение на 1 ступень меньше базового значения, рассчитанного для усредненного сюжета - объекта, освещенного спереди ярким солнечным светом или светом солнца, затянутого дымкой. Если же показания экспонометра оказываются завышенными ввиду наличия яркого фона, возможно, лучше определить экспозицию в соответствии с рекомендациями, приведенными в данном разделе.

Неяркий солнечный свет, солнце затянуто дымкой.

Неяркое солнце или солнце затянутое дымкой создает равномерное освещение, что очень благоприятно для создания

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»