Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономико-математическое моделирование /

Моделирование в управлении производством

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

В.Н. Андреев

ИНФОРМАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

(курс лекций)

Санкт-Петербург

2001

I. Основные тенденции развития современного производства

и задачи управления

Повышение эффективности общественного производства, качественный и количественный рост социалистической экономики требуют непрерывного совершенствования форм и методов управления производственным процессом. Направленность работ по совершенствованию управления прежде всего определяется основными тенденциями развития производства на современном этапе, важнейшими из которых являются:

• усложнение выпускаемой современной промышленностью продукции: создание все более крупных технических систем;

• сокращение сроков полезной жизни каждого следующего поколения изделий, вызываемое ускорением темпов развития техники и спецификой потребления промышленной продукции в настоящее время;

• увеличение длительности разработки, возрастание затрат времени и средств на исследование, проектирование и внедрение в производство новых видов продукции;

• усложнение и интенсификация технологических процессов, повыше¬ние точности выполняемых работ;

Результатом действия вышеназванных тенденций является прогрессивно возраставшее разделение труда в производстве, которое ставит перед управлением новые проблемы. Действительно, чем больше людей и коллективов участвуют в производстве данного конкретного продукта, тем больший объем информации требуется для эффективного управления им. Получение этой информации требует подчас значительных затрат времени, а, с другой стороны, повышение производительности труда, все возрастающая степень автоматизации производства и все большая его динамичность требуют максимального сокращения сроков представления информации о ходе производственного процесса. Ясно, что справиться с задачей существенного увеличения объема перерабатываемой информации при одновременном сокращении сроков ее обработки традиционными, основанными на ручном труде методами управления невозможно. Для того, чтобы управляющая система успешно могла осуществлять свои функции, она должна пойти по пути управляемой системы - по пути механизации и автоматизации процессов своей работы.

Однако специфика управления как процесса переработки информации требует специфических средств механизации и автоматизации его. Таким средством стали электронные вычислительные машины (ЭВМ). Именно с созданием ЭВМ появились необходимые предпосылки для автоматизации управления производством. •

Применение технических средств для автоматизации управления производством требует формального описания информационных процессов, то есть построения их моделей. Широкое распространение моделей и моделирования в последнее время в теории и практике управления связано именно с разработкой и внедрением АСУП.

Как будет показано ниже, моделирование не может быть плодотворным без строгого определения понятия "информация" и установления основных закономерностей измерения последней.

2. Что такое информация?

Обычно под информацией понимают все то, чем могут быть дополнены наши знания и предположения.

Наука определяет информацию более строго. Информацией называется мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-либо событии. При этом под событием понимают Зое изменение состояния системы. Информационное же отображение события, его закодированный эквивалент называют сообщением.

Информацию нельзя себе представить без ее получения, обработки, передачи и т.д., то есть вне рамок обмена информацией. Все акты информационного обмена осуществляются посредством символов или знаков, с помощью которых одна система воздействует на другую. Поэтому основной нayкой, изучающей информацию, является семиотика - наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе (теория знаков).

В каждом акте информационного обмена можно обнаружить три его «участника», три элемента: знак, объект, который он обозначает, и получателя (использователя) знака. В зависимости от того, отношения между какими элементами рассматриваются, семиотику разделяют на три раздела: синтактику, семантику и прагматику.

Синтактика изучает знаки и отношения между ними. При этом она абстрагируется от содержания знака и от его практического значения для получателя.

Семантика изучает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, отвлекаясь при этом от получателя знаков и ценности последних: для него. Понятно, что изучение закономерностей смыслового отображения объектов в знаках невозможно без учета и использования общих закономерностей построения любых знаковых систем, изучаемых синтактикой.

Прагматика изучает отношения между знаками и их использователями. В рамках прагматики изучаются все факторы, отличающие один акт информационного обмена от другого, все вопросы практических результатов использования информации и ценности ее для получателя. При этом неизбежно затрагиваются многие аспекты отношений знаков между собой и с объектами, ими обозначаемыми.

Таким образом, три раздела семиотики соответствуют трем уровням абстрагирования (отвлечения) от особенностей конкретных актов обмена информацией. Изучение информации во всем ее многообразии соответствует прагматическому уровню. Отвлекаясь от получателя информации, исключая его из рассмотрения, мы переходим к изучению ее на семантическом уровне. С отвлечением от содержания знаков анализ информации переводится на уровень синтактики. Такое взаимопроникновение основных разделов семиотики, связанное с различными уровнями абстрагирования, можно представить с помощью схемы «Три раздела семиотики и их взаимосвязь».

Измерение информации осуществляется соответственно так же в трех аспектах: синтактическом, семантическом и прагматическом. Потребность в таком различном измерении информации, как будет показано ниже, диктуется практикой проектирования и организации работы информационных систем.

Рассмотрим типичную производственную ситуацию. В конце смены планировщик участка подготавливает данные о выполнении графика производства. Эта данные поступают в информационно-вычислительный центр (ИВЦ) предприятия, где обрабатываются, и в виде сводок о состоянии производства на текущий момент выдаются руководителям.

Начальник цеха на основании полученных данных принимает решение об изменении плана производства на следующий плановый период или принятии каких-либо других организационных мер.

Очевидно, что для начальника, цеха количество информации, которое содержала сводка, зависит от величины экономического аффекта, полученного от ее использования при принятии решений, от того, насколько полезны были полученные сведения.

Для планировщика участка количество информации в том же сообщении определяется точностью соответствия его фактическому положению дел на участке и степенью неожиданности сообщаемых фактов. Чем они неожиданней, тем быстрее нужно сообщить о них руководству, тем больше информации в данном сообщении.

Для работников ИВЦ первостепенное значение будет иметь количество знаков, длина сообщения, несущего информацию, поскольку именно она определяет время загрузки вычислительной техники и каналов связи. При этом ни полезность информации, ни количественная мера смысловой ценности информации их практически не интересует.

Естественно, что, организуя систему управления производством, строя модели выбора решения, мы в качестве меры информативности сообщений будем использовать полезность информации. При построении системы учета и отчетности, обеспечивающей руководство данными о ходе производственного процесса за меру количества информации, следует принимать новизну полученных сведений. Организация же процедур механической переработки информации требует измерения объема сообщений в виде количества обрабатываемых знаков.

Три таких существенно различных подхода к измерению информации не противоречат и не исключают друг друга. Наоборот, измеряя информацию в разных шкалах, они позволяют полнее и всестороннее оценить информативность каждого сообщения и эффективнее организовать систему управления производством. По меткому выражению проф. Н.Е. Кобринского, когда речь идет о рациональной организации потоков информации, количество, новизна, полезность информации оказываются между собой так же связанными, как количество, качество и стоимость продукции в производстве.

3. Измерение информации

Любая мера информативности обязательно базируется на понятии вероятности, которое в каждом отдельном случае можно понимать по-разному. Поэтому, прежде чем переходить непосредственно к изучению количественных мер информации, необходимо рассмотреть различные концепции вероятности и проанализировать их взаимосвязи.

Понятие вероятности неоднозначно. К его определению существует несколько различных подходов. Практическое значение имеют в основном три из них: частотный подход, логический и субъективный.

Наиболее широко распространена концепция объективной вероятности (частотный подход). На ней, как правило, базируются все учебные курсы вероятности и ее приложений. Концепция объективной вероятности применима к массовым явлениям и основывается на предпосылке существования объективной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»