Этика /
←предыдущая следующая→
1 2
Архитектура - как вид искусстваСанкт-Петербургский государственный университет
им. А.С. Пушкина
Факультет «Экономики и финансов»
Специальность «Финансы и кредит»
РЕФЕРАТ
По предмету «Эстетика»
На тему «Архитектура как современное искусство»
Выполнила студентка
V курса заочного отделения
Санкт-Петербург, г.Пушкин 2006 г.
Архитектура тесно связана с природой. Она является искусством
трехмерного пространства и воспринимается не только при созерцании формы,
конструкции, объема, но и в практическом использовании постройки.
Архитектура имеет свой свойственный только ей язык художественного
выражения, язык форм, соотношений объемов, взаимодействующих с окружающей
средой.
Архитектура - это прежде всего строительство: своего дома,
общественных, культовых сооружений, городов. Представления о красоте не
были постоянными. В каждую историческую эпоху они складывались из многих
причин, прежде всего от человеческих взаимоотношений, от общественно-
экономических отношений, определяющих идеалы и вкусы общества. Архитектура
не изображает действительность и не воспроизводит ее. она сама создает
реальность, материальную среду. в которой находится и живет человек и
никакая иная человеческая деятельность эту функцию выполнить не может.
Природные формы архитектура не копирует слепо и не повторяет. люди не
учились пропорциональности и соизмеримости. пластике и другим выразительным
средствам.
С древнейших времен человек выбирал для культовых ритуалов,
празднеств, советов “особые” отличные от жилья места, отмеченные в природе
необычным рельефом. Центрическими были застройки многих древнерусских
городов, размещавшихся на высоких берегах рек, в их излучинах, как местах
стратегических, которые легче было обнести валом, выстроить мощные стены
укреплений. Массивность архитектурных сооружений была одним из средств
художественной выразительности и выражения духовных сил и потребностей
человека.
Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в
продуманную систему построения пространства. в которой живет и работает
человек. Организованное пространство в свою очередь влияет на человека.
строя его отношения с людьми и природой. При этом важно, какие эстетические
ощущения возникают у человека от характера архитектурного объема и его
элементов ( массивное, тяжелое, гнетущее или легкое, праздничное,
подвижное).
На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие
горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или
разнообразно скомпонованных. Достаточно 3-4 геометрических форм. чтобы
создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.
Важное композиционное средство - пропорции - отношения по высоте,
длине и ширине. Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма
- это все проявление “золотого пропорционирования”, вызывающее у человека
определенное настроение, переживание, восприятие объекта
Архитектура и прикладные искусства. Архитектура и дизайн.
Архитектуру относят к пространственным искусствам. Вопрос о том, является ли архитектура искусством, на наш взгляд решен. Да, архитектура действительно искусство. в том смысле, что он связано с духовным миром человечества, может создавать чувственные образы, которые будут адекватны духовному складу эпохи.
Да, изображения чего-либо здесь нет. Но что изображает наше тело? И чего добиваются различные виды искусства, изображая тело и лицо человека? Архитектура сама есть тело человечества. Его неорганическое тело, в котором человек созерцает самого себя. Как говорит Маркс, человек созерцает самого себя в созданном им мире. В этом отношении архитектура создает зримый, чувственный образ эпохи. Бальзак в своих романах описывает уклад жизни людей и дает детальнейшие описания улиц, домов, интерьеров. Потому что все это связано и с укладом жизни, и с тем мироощущением, которое адекватно этому укладу. И когда Лермонтов пишет: “Избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, то эти детали предметной действительности связаны с укладом жизни, Лермонтов из цитирует из жизни, чтобы дать почувствовать душу народа, и свое отношение к этой жизни, к народу. Он разговаривает на этом архитектурном языке.
Вообще, предметность действительно теснейшим образом связана с человеком, с его духовностью, с его отношением друг к другу, ко всей человеческой проблематике. Поэтому можно говорить о том, что предметность в целом несет в себе некое подобие человеческой духовности. Мы читаем в этой предметности самого человека. Посредством предметности мы ощущаем человека.
Естественно, образная природа архитектуры как особого вида искусства не может быть подобием тех образов, которые создаются в других искусствах. Архитектура - это тектоническая образность. Ритмику жизни данного общества мы воссоздаем в ритмическом строе архитектонического искусства. Да и не только ритмику.
Греческая архитектура обусловлена общим состоянием духовной культуры древних греков. Космоцентризмом их мироощущения. Тем, что они называли калокогатией. Это представление о единстве и соразмерности, гармоничности физического и духовного, о спокойной и уравновешенной созерцательности в деятельности души. Короче говоря, греческая архитектура теснейшим образом связана со всем укладом жизни, с укладом духовной жизни греков.
Да и современная архитектура также связана с тем состоянием духа, которая характерна для нашего времени. Прежде всего с тем, что капитализм несет с собой универсализацию отношений индивида и мира. Господство товаро-денежных отношений ставит индивида в универсальную взаимосвязь с обществом. Поэтому социальное пространство должно быть переосмыслено. Это потребность новой действительности, нового типа социальных связей общества.
Мы можем для наглядности представить себе среднеазиатский город, в котором каждый дом защищен стенами и этот закрытый двор не предназначен для чужих глаз. А некоторые западные архитекторы настолько явственно ощутили изменение характера взаимосвязей людей в современном обществе, что проектировали дома со стеклянными стенами.
Есть еще один момент современного мироощущения, который оказывает свое воздействие на облике современной архитектуры. Ощущение быстроуходящего времени. Ощущение подлинности настоящего преходящего момента и неистинности всего того, что было прежде. Ощущение своего превосходства над всем тем, что было прежде. И вот это мироощущение создает и архитектурный язык, ему соответствующий. Язык конфликтной образности, в нем спокойной умиротворенности, идет как бы вечный поиск, постоянное отрицание канонов. И если теперь взять современную архитектуру как лицо эпохи, как нечто порожденное сами быстротекущим временем и ощущением его быстротекучести, то она явно имеет свое лицо и создает вполне определенное мироощущение.
Маркс отмечает, что наряду с универсализацией отношений людей эти товаро-денежные отношения отчуждают человека. Человек как
бы становится частичным, замыкается в своих функциях. Архитектура нашего времени несет на себе и печать отчуждения человека. Конечно, достижения современной архитектуры несомненны. В планировании городской среды, в создании новых типов архитектурных сооружений и комплексов, в том, что она научилась планировать архитектурные комплексы. Но мы здесь говорим о связи искусства с эпохой, ее духовным укладом.
Архитектура как вид искусства.
Философская концепция архитектуры изложена в “Эстетике” Гегеля. Те положения, которые выдвигает Гегель относительно архитектуры как вида искусства, представляют не только исторический интерес. Его философия и ступень в развитии представлений об искусстве, и в то же самое время вклад в эти представления. В свете событий в архитектуре в ХIХ-ХХ столетий вклад Гегеля требует к себе все более внимательного отношения.
Я намеренно не стал излагать другие философские концепции архитектуры, которые есть в истории мысли, так как именно гегелевская концепция духа, духовной культуры человечества более чем любая другая философская концепция дает нам богатую пищу для понимания процессов, происходящих в духовной культуре человечества. Думается, что философское наследие Гегеля и вообще немецкой классической философии накануне своего Ренессанса. Тем более, что именно концепция искусства в ней наиболее убедительна. А архитектура и есть особый вид искусства.
Гегель выдвигает тезис, что “искусство становится особенным искусством, когда его содержание вступает в действительное внешнее бытие, определенное существование.” Причем, содержание этого, конкретного искусства есть то внутреннее содержание, которое исходит из духа. Потому начальная стадия архитектуры в ее простейшей форме, как строительство, еще не есть искусство. Оно не есть такое начало, которое дает потом поступательное
←предыдущая следующая→
1 2
|
|