Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Архитектура - как вид искусства

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Архитектура - как вид искусстваСанкт-Петербургский государственный университет

им. А.С. Пушкина

Факультет «Экономики и финансов»

Специальность «Финансы и кредит»

РЕФЕРАТ

По предмету «Эстетика»

На тему «Архитектура как современное искусство»

Выполнила студентка

V курса заочного отделения

Санкт-Петербург, г.Пушкин 2006 г.

Архитектура тесно связана с природой. Она является искусством

трехмерного пространства и воспринимается не только при созерцании формы,

конструкции, объема, но и в практическом использовании постройки.

Архитектура имеет свой свойственный только ей язык художественного

выражения, язык форм, соотношений объемов, взаимодействующих с окружающей

средой.

Архитектура - это прежде всего строительство: своего дома,

общественных, культовых сооружений, городов. Представления о красоте не

были постоянными. В каждую историческую эпоху они складывались из многих

причин, прежде всего от человеческих взаимоотношений, от общественно-

экономических отношений, определяющих идеалы и вкусы общества. Архитектура

не изображает действительность и не воспроизводит ее. она сама создает

реальность, материальную среду. в которой находится и живет человек и

никакая иная человеческая деятельность эту функцию выполнить не может.

Природные формы архитектура не копирует слепо и не повторяет. люди не

учились пропорциональности и соизмеримости. пластике и другим выразительным

средствам.

С древнейших времен человек выбирал для культовых ритуалов,

празднеств, советов “особые” отличные от жилья места, отмеченные в природе

необычным рельефом. Центрическими были застройки многих древнерусских

городов, размещавшихся на высоких берегах рек, в их излучинах, как местах

стратегических, которые легче было обнести валом, выстроить мощные стены

укреплений. Массивность архитектурных сооружений была одним из средств

художественной выразительности и выражения духовных сил и потребностей

человека.

Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в

продуманную систему построения пространства. в которой живет и работает

человек. Организованное пространство в свою очередь влияет на человека.

строя его отношения с людьми и природой. При этом важно, какие эстетические

ощущения возникают у человека от характера архитектурного объема и его

элементов ( массивное, тяжелое, гнетущее или легкое, праздничное,

подвижное).

На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие

горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или

разнообразно скомпонованных. Достаточно 3-4 геометрических форм. чтобы

создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.

Важное композиционное средство - пропорции - отношения по высоте,

длине и ширине. Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма

- это все проявление “золотого пропорционирования”, вызывающее у человека

определенное настроение, переживание, восприятие объекта

Архитектура и прикладные искусства. Архитектура и дизайн.

Архитектуру относят к пространственным искусствам. Вопрос о том, является ли архитектура искусством, на наш взгляд решен. Да, архитектура действительно искусство. в том смысле, что он связано с духовным миром человечества, может создавать чувственные образы, которые будут адекватны духовному складу эпохи.

Да, изображения чего-либо здесь нет. Но что изображает наше тело? И чего добиваются различные виды искусства, изображая тело и лицо человека? Архитектура сама есть тело человечества. Его неорганическое тело, в котором человек созерцает самого себя. Как говорит Маркс, человек созерцает самого себя в созданном им мире. В этом отношении архитектура создает зримый, чувственный образ эпохи. Бальзак в своих романах описывает уклад жизни людей и дает детальнейшие описания улиц, домов, интерьеров. Потому что все это связано и с укладом жизни, и с тем мироощущением, которое адекватно этому укладу. И когда Лермонтов пишет: “Избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, то эти детали предметной действительности связаны с укладом жизни, Лермонтов из цитирует из жизни, чтобы дать почувствовать душу народа, и свое отношение к этой жизни, к народу. Он разговаривает на этом архитектурном языке.

Вообще, предметность действительно теснейшим образом связана с человеком, с его духовностью, с его отношением друг к другу, ко всей человеческой проблематике. Поэтому можно говорить о том, что предметность в целом несет в себе некое подобие человеческой духовности. Мы читаем в этой предметности самого человека. Посредством предметности мы ощущаем человека.

Естественно, образная природа архитектуры как особого вида искусства не может быть подобием тех образов, которые создаются в других искусствах. Архитектура - это тектоническая образность. Ритмику жизни данного общества мы воссоздаем в ритмическом строе архитектонического искусства. Да и не только ритмику.

Греческая архитектура обусловлена общим состоянием духовной культуры древних греков. Космоцентризмом их мироощущения. Тем, что они называли калокогатией. Это представление о единстве и соразмерности, гармоничности физического и духовного, о спокойной и уравновешенной созерцательности в деятельности души. Короче говоря, греческая архитектура теснейшим образом связана со всем укладом жизни, с укладом духовной жизни греков.

Да и современная архитектура также связана с тем состоянием духа, которая характерна для нашего времени. Прежде всего с тем, что капитализм несет с собой универсализацию отношений индивида и мира. Господство товаро-денежных отношений ставит индивида в универсальную взаимосвязь с обществом. Поэтому социальное пространство должно быть переосмыслено. Это потребность новой действительности, нового типа социальных связей общества.

Мы можем для наглядности представить себе среднеазиатский город, в котором каждый дом защищен стенами и этот закрытый двор не предназначен для чужих глаз. А некоторые западные архитекторы настолько явственно ощутили изменение характера взаимосвязей людей в современном обществе, что проектировали дома со стеклянными стенами.

Есть еще один момент современного мироощущения, который оказывает свое воздействие на облике современной архитектуры. Ощущение быстроуходящего времени. Ощущение подлинности настоящего преходящего момента и неистинности всего того, что было прежде. Ощущение своего превосходства над всем тем, что было прежде. И вот это мироощущение создает и архитектурный язык, ему соответствующий. Язык конфликтной образности, в нем спокойной умиротворенности, идет как бы вечный поиск, постоянное отрицание канонов. И если теперь взять современную архитектуру как лицо эпохи, как нечто порожденное сами быстротекущим временем и ощущением его быстротекучести, то она явно имеет свое лицо и создает вполне определенное мироощущение.

Маркс отмечает, что наряду с универсализацией отношений людей эти товаро-денежные отношения отчуждают человека. Человек как

бы становится частичным, замыкается в своих функциях. Архитектура нашего времени несет на себе и печать отчуждения человека. Конечно, достижения современной архитектуры несомненны. В планировании городской среды, в создании новых типов архитектурных сооружений и комплексов, в том, что она научилась планировать архитектурные комплексы. Но мы здесь говорим о связи искусства с эпохой, ее духовным укладом.

Архитектура как вид искусства.

Философская концепция архитектуры изложена в “Эстетике” Гегеля. Те положения, которые выдвигает Гегель относительно архитектуры как вида искусства, представляют не только исторический интерес. Его философия и ступень в развитии представлений об искусстве, и в то же самое время вклад в эти представления. В свете событий в архитектуре в ХIХ-ХХ столетий вклад Гегеля требует к себе все более внимательного отношения.

Я намеренно не стал излагать другие философские концепции архитектуры, которые есть в истории мысли, так как именно гегелевская концепция духа, духовной культуры человечества более чем любая другая философская концепция дает нам богатую пищу для понимания процессов, происходящих в духовной культуре человечества. Думается, что философское наследие Гегеля и вообще немецкой классической философии накануне своего Ренессанса. Тем более, что именно концепция искусства в ней наиболее убедительна. А архитектура и есть особый вид искусства.

Гегель выдвигает тезис, что “искусство становится особенным искусством, когда его содержание вступает в действительное внешнее бытие, определенное существование.” Причем, содержание этого, конкретного искусства есть то внутреннее содержание, которое исходит из духа. Потому начальная стадия архитектуры в ее простейшей форме, как строительство, еще не есть искусство. Оно не есть такое начало, которое дает потом поступательное

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»