Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Этика /

Етикет

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Ничто не ценится так дорого и

не стоит так дешево, как вежливость.

Сервантес

1. Введение.

Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы на¬звать и веком культуры.

Дело не только в том, что многие культурные ценно¬сти, бывшие раньше достоянием избранных ари-сто¬крати¬ческих кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушате-лей. Бла¬годаря росту активности трудящихся, увеличению количества сво¬бодного времени, внедрению научно-тех¬нических дости¬жений во все сферы общественной жизни все более суще¬ст¬венную роль при-обретает культура человеческих отно¬шений, культура общения людей. Чем значи¬тельнее тех¬нико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть куль-тур¬ность людей, которые в нем живут и которые им управ¬ляют. Профессиональ¬ная, нравственная, эсте-тическая, ин¬теллектуальная культура нужна в быту и на производ¬стве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

Общественная жизнь за последние полвека усложни¬лась, ее ритм ускорился. В быстро растущих го-родах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречает¬ся ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприка¬саются друг с дру¬гом в самых разнообразных нравственно-психологиче¬ских ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином слу-чае, приобретает особую остроту ввиду огром¬ной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти пра¬вильное решение, позволяющее сохранить свое дос¬тоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, на-стойчивость, желание понять собесед¬ника.

Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существо¬вания человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способст¬вующих взаимопонима¬нию, позволяю¬щих избежать ненужных конфликтов, натянутости в от¬ноше¬ниях. Эти правила называют ино¬гда правилами хо¬рошего тона, или правилами этикета. О них и го¬ворится в книге.

Стрит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку ста¬рому или незнакомому должно быть иным, нежели отно¬шение к ровеснику или близкому приятелю.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы счи¬тает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, пер¬вым приходить на свидание. В се-мейной жизни современ¬ная мораль требует равноправия. Иные отношения меж¬ду мужчинами и женщи-нами в странах Вос¬тока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают муж¬чин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка за¬видует по¬другам, ждущим своих возлюб¬ленных. Не менее любопыт¬ны различия в оценке точности и пунктуальности. Англи¬чане и американцы, на¬пример, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней впе-ред. Опазды¬вать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции, на¬против, приходить к обеду в точно назна¬ченное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные раз¬личия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придержи-ваться тех правил вежливости, которые там при¬няты. С из¬менением условий жизни, с ростом образо-ванно¬сти и культуры некоторые нормы морали и пра¬вила веж¬ливости устаревают, уступают место но-вым. То, что счи¬талось неприличным, становится обще¬при¬нятым. До пет¬ровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно счита¬лось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встре¬чаются люди, которые возражают против того, что-бы женщины ходили в брюках. Но времена ме¬няются, и даже закоренелые кон¬серваторы вынуждены уступать требованиям жизни.

Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяс-нить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете эти¬кетом, ваше молчание, жесты, интона¬ции будут красно¬речивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

До сих пор не устарела мысль, высказанная много лет назад великим просветителем эпохи Воз¬рождения писателем Сервантесом: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.

2. Где зарождался этикет.

Англию и Францию называют обыкновенно "классическими странами этикета". Однако родиной эти-кета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столе-тии господ¬ствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах Европы того времени можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальян-ского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Ев¬ропы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время ,Англия, закончив одну войну вовле-кается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жесто-кая и непримиримая война Гусситов, дворян¬ство невежественно, господствует кулачное право, разре-шение всех споров силою. Франция была порабо¬щена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Евро-па утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была стра-ной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

3. Понятие этикета, виды этикета.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса ста-новле¬ния взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, эко-номические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся пра-вила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются предста-вителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических сис¬тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне¬ния, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

 придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установлен-ные при дворах монархов;

 дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при кон¬тактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

 воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослу-жа¬щих во всех сферах их деятельности;

 общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых граж¬данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов¬падают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придает-ся боль¬шее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоот-ношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила пове-дения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и на-оборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя¬тельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписа-ного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру челове-ка, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопо-нимания, создает хорошие, устойчи¬вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»