Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

Выразительность речи

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Содержание

Введение 2

1.Понятие выразительности. 3

2. Основные условия выразительности речи человека 4

3.Выразительно-изобразительные средства языка 5

4. Экспрессивный синтаксис 7

Заключение: 11

Список используемой литературы 12

Введение

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия ис-точников выразительности в художественной речи.

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко, по-казывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит во-прос о совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, что бы це-ленаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с рабо-той сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно пред-назначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.

В первой главе работы мы даем определение выразительности речи. Во второй главе рассматриваются основные условия выразительности речи конкретного че-ловека. Третья глава посвящена выразительно - изобразительным средствам ху-дожественной речи. В четвертой главе рассматривается использование экспрес-сивного синтаксиса в художественной речи

Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, как Формина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. Но особо хочется отметить академика Головина Б.Н., который был автором первой вузовской про-граммы по курсу «Основы культуры речи», его книги, посвященные коммуника-тивным качеством речи русского языка, отличаются системностью и глубиной подхода. При написании этой работы одним из основных источников была книга Б.Н. Головина «Основы культуры речи».

1.Понятие выразительности.

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут под-держивать обостренное внимание и вызы¬вать интерес к сказанному или написан-ному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание на¬зывать ее вы-разительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. .Типология выразительности пока, к сожалению, от¬сутствует. Пока можно выска-зать лишь некоторые со¬ображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований — ситуация общения. Вырази¬тельность речи педагога, оче-видно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лекси-ческая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области язы¬ковой структуры. Но об этом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем, что своими вырази¬тельными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного вы¬ступления, и структуру целого текста.?

По-видимому, справедливо следующее общее сооб¬ражение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном рече-вом фоне.

2. Основные условия выразительности речи человека

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо от-метить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека

Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания авто-ра речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандар-ту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не по-зволяют пробиться робким росткам выразительности.

Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно ши-рокое лингвистическое просвещение.

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударе-нии и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем же углом зрения: выразительность!

Четвертое условие — хорошее знание свойств и особенностей языковых сти-лей —так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, _.таким образом, оказываются стилистически ок-рашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности ав-торам речи и в усилении речевой выразительности.

Пятое условие — систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

3.Выразительно-изобразительные средства языка

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразитель-но-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, сканди¬рование речи

Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного об-но¬вления в речи принципов, способов, признаков объеди¬нения в пределах целого текста слов, взятых из раз¬личных групп, скрывают в себе и возможности обнов-ления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализа-цией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и пси¬хологических особенностей работы его мысли и созна¬ния в целом.

А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка

Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в слово¬сочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпите-том. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личност-ные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жиз¬ненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типо¬логия эпитетов — по степени их близости к значению слова-определения и ассо-циативной удаленности от него

Метафора — это словосочетание, имеющее семан¬тику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо ут-верждение: метафора — не слово в словаре, а сочета¬ние слов в речи. Можно вко-лачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову — возникает ме¬тафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об ос-новании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью та-кого отгадывания И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы созна-ние превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, оче¬видно, са-ма метафора.

Метафоризируются обычно глаголы и прилага¬тельные, потому, что они чаще других частей ре¬чи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в свою оче-редь, нужна для «стыка», встречи двух зна¬чений, обозначающих сходные призна-ки двух предме¬тов.

Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Не слу-чайно так велико ее ме¬сто в речи художественной. И чем метафора свежее, не-привычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, ло-гическая и эстетическая норма

Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение, ли-тота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию на вы¬разительность речи и потому здесь обсуждаться и описываться не будут.

.

4. Экспрессивный синтаксис

Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразитель-ность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио¬нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экс-прессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнооб-разные интонации, подчеркнуть ло¬гическими ударениями, наконец, уме-ло расставить паузы... На письме для этого служат знаки препинания, а в устной

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»