Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Языковедение /

История письменности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТОЛИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕВОДЧИКОВ

ФАКУЛЬТЕТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: ИСТОРИЯ ПИСЬМА

Выполнила:

Научный руководитель:

МОСКВА

2000

Содержание

Введение 3

Знак. Типы письменных знаков 3

Этапы и формы развития начертательного письма 6

Графика 12

Алфавит 13

Орфография 14

Транскрипция 16

Палеография 18

Материалы и орудия письма 20

Введение

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо является вторым по важности – после звукового языка – средством общения людей.

Письмо возникло значительно позже языка в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни и появившейся потребностью как-то фиксировать информацию для сохранения ее во времени и для передачи на расстояние. Письмо дает людям возможность общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно или затруднительно. Главные затруднения для общения звуковым языком представляют пространство и время. Устное речевое общение без специальных технических усовершенствований возможно только на ограниченном радиусе от говорящего, то есть в пределах слышимости речи. Что же касается преодоления времени, то происхождение письма относится к тем эпохам, когда у говорящих людей появилась потребность в связи с усложнившимися общественными отношениями преодолевать пространство для общения на больших расстояниях или для увековечения чего-либо во временах. Таким образом, развитие общественных отношений – основная предпосылка развития письма.

Являясь дополнительным средством к устному речевому общению, письмо в своих различных формах и видах по-разному соотносилось со звуковым языком. Вопреки мнению некоторых ученых, прежде всего, следует отвергнуть возможность появления письма до языка. Письмо на всех этапах развития человека – добавочный, вторичный способ общения.

Знак. Типы письменных знаков

Следует отметить, что письмо не всегда напрямую передает язык. Передача языка графическими средствами – очень поздний этап развития письма. Предшественниками письма были знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации. В более ранние эпохи письмо могло и не передавать элементов языка, но, тем не менее, быть орудием общения. Первично возникли «послания», которые очень мало напоминали наши письма. Так, например, скифы направили персам, с которыми воевали, «послание», которое представляло собой живых зверей и птиц (лягушка, мышь, птица) и пять стрел, что означало: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на нашу землю». Это пример символической сигнализации, где каждая вещь что-либо символизирует. Наряду с символической сигнализацией существует и условная сигнализация, когда сами «вещи» ничего не выражают, а используются как условные знаки. Таково перуанское письмо «Купу»: палочка с навязанными разноцветными шнурками и узелками, которую можно прочесть как письмо. Или ирокезское письмо «Вампум»: пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера. О «значении» узелков на шнурках и комбинаций ракушек, конечно, заранее договаривались. Сообщения, которые передавались таким способом, могут быть только очень элементарными: это чаще всего указания к каким-либо действиям, сигналы бедствий и т.п. Начертательное письмо, конечно же, имеет гораздо большие возможности.

Таким образом, в широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи оптических знаков, то есть знаков, воспринимаемых глазом. Собственно письмо, то есть начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (картинки, значки, буквы, цифры), образует более узкий круг. Начертательное письмо в разных своих формах или прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, не связанным с языком, так как не отражает в графике языковых форм.

Аналогично тому, как мы различаем язык и речь, так, говоря о письме, мы должны различать, с одной стороны, систему письма (инвентарь начертательных знаков и правила их функционирования), а с другой – конкретные результаты использования этих знаков как возникающие при этом письменные тексты. Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма, - это буквы, цифры, знаки препинания и разные другие фигуры и изображения. Каждый знак может рассматриваться как определенный элемент в данной системе письма, то есть как абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица - графема. По своему начертанию графема может быть составной: например, графема [ch]. Графема обычно имеет варианты – аллографемы. Среди аллографем следует различать: стилистические аллографемы (печатные и соответствующие им рукописные буквы), факультативные аллографемы (различные варианты написания рукописных букв; например, « » и « »), позиционные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове; например, греческая буква «сигма» в форме [ ] в начале и середине слова и в форме [ ] в конце слова), комбинаторные (например, в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, используемых в зависимости от наличия или отсутствия справа или слева других букв). Что касается отношения (например, в русском письме) между прописной и соответствующей ей строчной буквой, то с точки зрения своих звуковых значений эти буквы должны были бы рассматриваться как аллографемы одной графемы. Однако, наличие у прописных букв ряда специальных функций обособляет их в отдельный подкласс, противостоящий подклассу строчных букв, и тем самым до некоторой степени придает прописным буквам качество отдельных графем.

В зависимости от того, какого рода языковая единица обозначается письменным знаком, различают два вида письма – фонография, т.е. «запись звуков» и идеография - «запись идей», и соответственно два главных типа графем – фонограммы и идеограммы.

Фонограммы – такие письменные знаки, которые обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка Они только косвенно – через передачу звучаний – связываются со смыслом. Среди фонограмм могут быть выделены:

• фонемограмы, соответствующие отдельным фонемам (например, все буквы в слове «рука»);

• силлабограммы, соответствующие слогам или по крайней мере сочетаниям согласной и гласной фонем и рамках слога;

• знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги (например, «х» – [ks]);

• знаки для дифференциальных признаков фонем (например, буква «ь», указывающая в русском письме на палатализованность согласного, или надстрочный знак « », указывающий в чешском, словацком, венгерском письме на долготу гласного);

• разного рода просодемограммы (например, знаки ударения, применяемые в отдельных случаях в русском письме или знаки тонов в современном вьетнамском письме « ~ », « ` », « » над гласной буквой;

• знаки удвоения (например, цифра « 2 » после слова в индонезийском письме: orang2 = orang orang = «люди»).

Встречаются и смешанные типы фонограмм.

Идеограммами мы называем письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц). Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=» или «%» и т.д. Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский, французский и т.п. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа.

Идеограммы соотносимые с целыми словами называют логограммами (лексемограммами) Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем: так, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц, например прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел») или в немецком письме указывает, что перед нами имя существительное («Kraft” – “сила” в отличие от «kraft» - «в силу»). Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами: стрелки – указатели направления, знаки запрета. Но фразограммы, строго говоря, стоят уже вне собственно письма, всегда предполагающего так или иначе расчлененную передачу звукового сообщения.

Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, то есть своим начертанием как-то напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, предметные вывески: изображение очков как знак магазина оптики), другие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»