Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономика /

Европейский социалистический утопизм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Государственный комитет РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики.

Кафедра экономической теории.

Домашняя письменная работа:

«Европейский утопический социализм»

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил: Рогачевская М. А.

Новосибирск 2000 г.

План.

ПЛАН. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

СЕН-СИМОН. 4

ОТ ГРАФА ДО НИЩЕГО. 4

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕН-СИМОНА. 5

ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА. 6

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. 8

ФУРЬЕ. 8

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ФУРЬЕ. 9

ВЗГЛЯДЫ ФУРЬЕ. 10

Фаланстер. 10

Кооперация. 11

Возврат к земле. 12

Привлекательный труд. 12

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ. 13

ОУЭН. 13

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОУЭНА. 14

ВЗГЛЯДЫ ОУЭНА. 14

Критика капитализма. 14

Создание социальной среды. 14

Уничтожение прибыли. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 17

Введение.

Во все времена были люди, мечтавшие о лучшей жизни для человечества и верившие в возможность такой жизни. Они критически относились к действи-тельности своего времени, пытались с ней бороть-ся. Они анализировали и критиковали социально-экономический строй современного им общества. Эти люди не только предлагали переустроить общество, но и пытались придумать и обосновать более спра-ведливый и гуманный строй. Их идей выходят за пределы политической экономии, но, несомненно, играют важную роль в этой науке.

Социалистические идеи рассматривались авторами во многих произведениях XVI-XVIII вв., разных по своим научным и литературным особенностям. Это была только предыстория утопического социализма. Классический же период этого направления относит-ся к первой половине XIX века.

К этому времени буржуазные отношения были дос-таточно развиты, чтобы они могли вызвать критику капитализма. В то же время противоположность меж-ду буржуазией и пролетариатом представлялась как конфликт между богатством и бедностью. Поэтому тогда ещё не было условий для возникновения науч-ного социализма. Утопический социализм достиг своих высот в трудах таких мыслителей, как Сен-Симон, Фурье, Оуэн.

Сен-Симон.

От графа до нищего.

Клод Анри де Рубруа Сен-Симон родился в Париже в 1760 году и вырос в замке на севере Франции. Он получил хорошее домашнее образование. Когда юный аристократ подрос он, как было принято в его ро-де, поступил на военную службу и около трёх лет вёл гарнизонную жизнь. Избавление от такой жизни пришло, когда молодой офицер отправился добро-вольцем в Америку в составе французского экспеди-ционного корпуса, который был послан в помощь восставшим против Англии американским колониям. Во время морского путешествия Сен-Симон был за-хвачен в плен англичанами и отправлен на Ямайку, где находился да 1783 года.

Во Францию он вернулся героем и получил под своё командование полк. Перед молодым графом от-крывалась блестящая карьера, но праздная жизнь ему быстро надоела. Он решил посвятить себя путе-шествиям. В Голландии Сен-Симон приготовил воен-но-морскую экспедицию, целью которой было отвое-вание у англичан Индии. В Испании он составил проект канала для соединения Мадрида с морем, ор-ганизовал кампанию пассажирских перевозок.

Сен-Симон был воспитан на опыте американской революции и поэтому с энтузиазмом встретил собы-тия 1789 года. Он около двух лет активно участво-вал в революции на местном уровне. Сен-Симон не жалел о потери своего поместья и отказался от ро-дового имени, приняв вместо него имя гражданина Бонома.

В 1791 году в его жизни произошёл резкий пово-рот в совершенно иную сторону. Он уехал в Париж и занялся земельными спекуляциями, которые в то время носили повсеместный характер в связи с рас-продажей собственности, конфискованной государст-вом у дворян и церкви. Его партнёром стал знако-мый Сен-Симону ещё по Испании немецкий дипломат барон Редерн. Успех был огромным, но произошла якобинская революция, и Сен-Симон попал в тюрьму. От гильотины его спас контрреволюционный перево-рот, и отсидев год в тюрьме, Сен-Симон вышел на свободу. Он опять занялся спекуляциями, но уже в более безопасной сфере. В 1796 году совместное состояние Сен-Симона и Редерна составило 4 млн. франков.

Но радость Сен-Симона была явно преждевремен-ной. В Париж вернулся Редерн, который находился за границей во время террора, и предъявил права на их совместное состояние. Операции велись от имени барона, и после долгих споров Сен-Симону пришлось удовлетвориться 150 тыс. франков.

Сен-Симона заинтересовали большие успехи есте-ственных наук, и он решил посвятить себя их изу-чению. На оставшиеся деньги он купил дом, где принимал крупнейших учёных Парижа. Несколько лет Сен-Симон путешествовал по Европе, и к 1805 году выяснилось, что денег у него больше нет. Так он оказался на грани бедности. Именно в это время он начал свою деятельность социалиста-утописта и пи-сателя.

Литературное наследие Сен-Симона.

Сен-Симон оставил нам богатое литературное на-следие. В 1803 году он выпустил книгу «Письма Же-невского обитателя к современникам». Это уже уто-пический план переустройства общества, изложен-ный, правда, в туманной форме. В этом небольшом сочинении замечательны две вещи. Первое: Сен-Симон изобразил французскую революцию как классо-вую борьбу между дворянством, буржуазией и проле-тариатом. Второе: он отметил значительную роль науки в преобразовании общества. Сен-Симон писал об учёных: «Взгляните на историю прогресса чело-веческого разума, и вы увидите, что почти всеми образцовыми произведениями его мы обязаны людям, стоявшим особняком и нередко подвергавшимся пре-следованиям. Когда их делали академиками, они почти всегда засыпали в своих креслах, а если и писали, то лишь с трепетом и только для того, чтобы высказать какую-нибудь маловажную истину». В 1808 году Сен-Симон выпустил на деньги своего бывшего слуги вторую работу – «Введение к научным трудам XIX века». В 1817-1818 годах Сен-Симон пи-сал сочинение «Промышленность или политические, моральные и философские рассуждения», в 1823-1824 годах – свой самый законченный и отделанный труд «Катехизис промышленников», а в 1825 году свой последний труд – «Новое христианство», через не-сколько недель после выхода которой Клод Анри Сен-Симон умер.

Взгляды Сен-Симона.

Основой развития общества Сен-Симон считал на-учное и нравственное просвещение людей. Но в от-личае от мыслителей XVIII века Сен-Симон обращал особое внимание на экономические факторы. Он счи-тал также закономерной смену менее совершенных форм общественного устройства более совершенными. Сен-Симон был убеждён, что «золотой век» находит-ся не в прошлом, а в будущем.

Особое место в трудах Сен-Симона занимает кри-тика капитализма, главными недостатками которого он считал конкуренцию, бедственное положение на-рода и рабочего класса. Он объединял рабочих, ка-питалистов, торговцев в один класс, называя их индустриалами. Дворянство, духовенство и чиновни-ков он считал бесполезными и называл их «бесплод-ными». Сен-Симон не имел ясного представления о делении общества на классы, но тем не менее при-знавал противоречия между индустриалами и собст-венниками.

Сен-Симон обращал внимание на роль банков, ко-торые объединяют в единую систему кредита класс промышленников в такую денежную силу, какую не имеют остальные классы и даже государство. Буду-щий строй Сен-Симон представлял как промышленно-научную систему, в которой конкуренцию сменит ор-ганизация производства и труд всех для блага всех. К индустриалам в новом обществе он относил тех, кто занимался полезной для общества работой в сфере производства, в сфере обращения и распре-деления, независимо от характера труда.

Сен-Симон представлял цели нового общества со-вершенно иными, чем цели старого общества. Важ-нейшей целью он считал производство необходимых и полезных вещей. Он считал, что развитие производ-ства обеспечит благополучие всех людей. Для пол-ного счастья, полного удовлетворения физических и духовных потребностей людей, по мнению Сен-Симона, необходимо «воцарение взаимной благожела-тельности между людьми».

Сен-Симон представлял будущее общество сложной мастерской, в которой развитие производства, зем-леделия, коммерческой деятельности позволят обще-ству достичь поставленных целей. Этому будет спо-собствовать и то, что человечество перестанет тратить силы на управление друг другом, содержа-ние полиции и армии. Охрана порядка будет общест-венной функцией. Сен-Симон считал, что в будущем обществе иным будет и характер управления произ-водством. Работники промышленности и науки совме-стными усилиями будут разрабатывать план работы. Труд в будущем обществе он видел зависящим от ум-ственных и физических способностей каждого чело-века. Он считал, что наиболее способными к управ-лению производством являются фабриканты, купцы и банкиры.

Сен-Симон допускал существование частной соб-ственности. Промышленный

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»