Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Конституционное право /

Конституция РФ 1993 года и ее развитие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Содержание

Введение

1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.

1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ

2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе

2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ

2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ¬нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми

политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном

суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли

представители всех республик, краев, областей, национальных автономий

(102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже

через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен,

но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные

круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные

поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на

пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был

опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую

концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной

комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение

очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять

Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и

исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные

положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но

восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и

свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым

вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное

большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические

интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной

власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса

использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с

этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной

власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все

решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной

власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений

проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был

опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции,

содержал демократические положения о правах и свободах человека и

гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти

доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в

сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же

советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,

игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы

проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших

органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения

властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также

правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней

политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать

федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов

Правительства, которые могли назначаться только президентом

исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель

и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних

дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его

представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении

внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.

Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно

представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений

существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти,

закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта,

оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату

созыва Съезда народных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»