Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Введение принципов МСФО во Франции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Введение

Всего десять лет назад гармонизация стандартов финансовой отчетности в Европе, не говоря уж об остальном мире, казалась далекой от воплощения мечтой. Подробнейшие требования к финансовой отчетности в некоторых европейских странах были так же разнообразны и непохожи, как и сами страны. Многие государства были готовы сражаться не на шутку за сохранение своих собственных общепринятых принципов финансовой отчетности, рассматривая их как неотъемлемую часть национального достоинства, традиций и суверенитета.

Во многих частях Европы в течение десятилетий существовали свои собственные требования к финансовой отчетности. Найти путь к единому, общему подходу никогда не выглядело легко выполнимой задачей. С образованием и развитием Общего рынка Европа вступила на нелегкий путь, ведущий в указанном направлении. Продвижение оказалось очень медленным, а все предпринимаемые меры по гармонизации стандартов – малоэффективными.

С началом нового тысячелетия картина резко изменилась. Прагматизм стал одерживать верх над национализмом. Сегодня именно из Европы исходит сильнейший импульс, направленный на повсеместную гармонизацию стандартов отчетности. Остальной мир уже не может позволить себе роскошь игнорировать воздействие этой силы.

Будущее корпоративной финансовой отчетности – МСФО

Движение к европейской гармонизации началось с издания четвертой и седьмой европейских директив по корпоративному праву – в широком употреблении кратко именуемых европейскими директивами – которые устанавливают рамки допустимого в бухгалтерской политике компаний европейских стран. (Банки и страховые компании имеют свою специфику финансовой отчетности и руководствуются особыми директивами.)

Директивы вступили в силу в конце 1970-х начале 1980-х. На них держится вся практическая финансовая отчетность в Европе. В действительности, однако, гармонизация, которую удалось достичь с их помощью, по признанию самого Европейского Союза, оказалась на «базовом уровне».

Для достижения эффективности на национальном уровне содержание директив было необходимо привнести в национальное корпоративное право, а этот процесс требует значительных, систематических усилий и больших временных затрат во всех странах без исключения. Кроме того, директивы допускали большие вольности в толковании, тем самым способствуя сохранению различий между отдельно взятыми стандартами финансовой отчетности разных европейских стран.

По прошествии пятнадцати лет с момента принятия директив до настоящей гармонизации стандартов было все так же далеко. Исследование ГААП, проведенное крупнейшими фирмами в 2000 году, показало, что по прежнему существуют значительные различия, как между самими национальными стандартами, так и между ними и МСФО. Кроме того, исследование, проведенное фирмой ПрайсУотерхаусКуперс в конце 2000 года, подтвердило, что значительное большинство (68 процентов) из 700 зарегистрированных на бирже компаний Европейского Союза и Швейцарии по-прежнему использовали один из шестнадцати национальных наборов стандартов финансовой отчетности. Вместе с тем выявилась и новая тенденция: 19 процентов финансовых директоров компаний поставили под сомнение возможность использования МСФО, а еще восемь процентов – факт огорчительный для европейцев – уже некоторое время применяли ГААП США. В Германии, например, компаниям разрешено использовать ГААП США или МСФО для составления групповой отчетности, при условии, однако, что они также соблюдают европейские директивы.

Принципиальные различия

Следует отметить, что некоторые транснациональные европейские компании применяли ГААП США в течение многих лет для того, чтобы быть зарегистрированными на фондовых биржах США. В ходе такой практики стали очевидными огромные различия между режимами финансовой отчетности на разных континентах. К примеру, памятен случай, когда Даймлер-Бенц в середине 1990-х объявил о получении внушительной прибыли по внутригерманским стандартам финансовой отчетности и огромные убытки по ГААП США за один и тот же финансовый год. К концу 1990-х возникла реальная перспектива того, что ГААП США могут стать широко используемым языком финансовой отчетности в Европе.

В 1995 году Европейская Комиссия выступила с первым заявлением о том, что она будет стимулировать использование единого свода стандартов финансовой отчетности в Европе. Предполагалось, что таким сводом стандартов станут МСФО. Однако, несмотря на то, что такое заявление всеми приветствовалось, на деле продвижение к практическому осуществлению этого предложения продолжалось все также неспешно.

Немногие страны признали выгоды от разрешения использовать МСФО, что позволило бы компаниям представлять результаты деятельности сравнимые на международном уровне. Пока только четыре страны Европейского Союза – Австрия, Бельгия, Финляндия и Германия – разрешили своим транснациональным корпорациям применять МСФО в целях представления отчетности внутри страны вместо национальных стандартов. В других странах ЕС компании могут использовать МСФО в целях финансовой отчетности внутри страны, или же в качестве дополнительного средства подачи информации о себе в тех случаях, когда необходимо осуществить заимствования на международных рынках капитала. Но в последнем случае им приходится идти на дополнительные затраты, если им также необходимо представлять отчетность в соответствии с национальными правилами.

Силы перемен

Последующие события вновь выдвинули задачу европейской гармонизации на передний план. Прежде всего, стараниями Комитета по международным стандартам финансовой отчетности был, наконец, создан жизнеспособный свод международных стандартов. КМСФО в 1995 году заключил историческое соглашение с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ), а когда в 1999 году он опубликовал обещанный пакет основных стандартов, МОКЦБ одобрил их для использования на фондовых биржах. После этого будущее КМСФО как всемирно признанного разработчика стандартов стало выглядеть вполне определенно. Последующая реорганизация, приведшая к созданию Правления КМСФО как независимого органа управляемого доверенными лицами и имеющего постоянный штат разработчиков стандартов, еще более усилила его позиции.

Что еще важнее, заявленные цели и мандат Правления КМСФО пролили свет на истинные мотивы реорганизации – достижение глобальной гармонизации тем или иным способом. Семь членов нового правления выполняют специфическую задачу поддержания постоянного контакта с национальными разработчиками стандартов. Генеральная задача состоит в том, чтобы многие стандарты разрабатывались бы во взаимодействии и внедрялись в МСФО и национальные своды стандартов одновременно. Наконец-то перспективы создания приемлемых международных стандартов приобрели реальные очертания.

Европейская Комиссия, как и мир в целом, считает, что уже создан авторитетный и независимый механизм разработки международных стандартов. Однако один лишь этот фактор не мог начать процесс интенсивного внедрения МСФО. Толчок этому процессу был дан во время президентства Португалии в Европейском союзе. Дискуссии по поводу Плана действий по финансовым услугам и финансовым рынкам подтвердили курс на создание общеевропейского рынка капитала, на котором бы существовали единые правила для компаний, чьи акции обращаются на европейских биржах. В рамках этой инициативы важным шагом по пути интеграции европейских финансовых рынков является создание легко сравнимых отчетов компаний о своей деятельности.

В это же самое время произошло еще одно событие, побудившее ЕС принять принципиальные решения по МСФО. По иронии судьбы, этим событием стало одобрение в ноябре 1998 года самого непопулярного стандарта КМСФО – МСФО 39 (Финансовые инструменты), который подлежит исполнению с этого года. Этот стандарт установил правила учета многих финансовых активов по справедливой стоимости, а также потребовал внесения некоторых изменений в соответствии с принципом справедливой стоимости в отчет о результатах хозяйственной деятельности.

Воздействие МСФО 39 оказалось огромным. Любая европейская страна, намеренная и в дальнейшем требовать или допускать применение МСФО или ГААП США (FAS 133 во многом схож с МСФО 39), не могла сделать этого, так как ее отчетность не соответствовала бы директивам. Европа оказалась перед выбором – отойти от МСФО или изменить директивы. Европейская комиссия в мае прошлого года предпочла внести поправки в директивы, а Европейский парламент одобрил поправки к четвертой директиве, разрешив компаниям и банкам в странах ЕС соблюдать вызвавший столько споров МСФО 39. В соответствии с этой поправкой страны-члены могут разрешать всем или некоторым категориям компаний оценивать определенные финансовые инструменты по справедливой стоимости.

Значение этого события невозможно переоценить. Впервые норма европейского корпоративного права была изменена в соответствии с МСФО. Это стало знаковым событием для остального мира.

Необходимость решительных действий

Сочетания двух факторов – растущей жизнеспособности МСФО и Плана действий – оказалось достаточным, чтобы убедить Европейскую комиссию в том, что настало время решительных действий. В мае 2000 года Европейская комиссия объявила о намерении потребовать от всех зарегистрированных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»