Международное публичное право /
←предыдущая следующая→
1 2 3
1. Понятие международного права
Международное право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между субъектами.
Международное публичное право отличается от внутрегосударственного права по следующим основаниям:
• по предмету правового регулирования - МП регулирует отношения, возникающие между специфическими субъектами, а внутрегосударственное право регулирует весь спектр отношений внутри государства и не затрагивает других государств, за исключением коллизий;
• по характеру регулируемых отношений МП регулирует исключительно демократические отношения, внутрегосударственное право зависит от политико-правового режима;
• по субъектам МП регулирует отношения между государствами, нациями, народностями, международными межправительственными организациями и государственными образованиями.
Во внутрегосударственном праве субъекты: физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства;
• по способу создания норм - в МП нормы создаются самими субъектами права для себя путем согласования воль при принятии акта, во внутрегосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными органами;
• по источникам права - в МП источником является договор, а во внутрегосударственном - закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.
Международное публичное право(МПП) отличается от международного частного права (МЧП)по следующим основаниям:
• по характеру нормативного образования - МПП и МЧП являются подотраслями МП;
• по субъектам - субъектами МПП являются государство, нации и национальности и государство подобные образования, а субъектами МЧП - физические лица и юридические лица, обремененные иностранным участием (ТНК - не существует единого центра, а существует в каждом регионе своя штаб-квартира. на этом предприятии работают местные жители. в случае возникновения проблем возмещение ущерба осуществляется по нормам прав другой сьраны, если это оговорено трудовым договором);
• по характеру регулируемых отнлшений - МПП регулирует отношения между специфическими субъектами, а МЧП гражданско-правовые отношения (договорные, семейные, наследственные, авторские);
• по источникам - источниками МПП являются договоры и обычаи, а МЧП еще и источники(международные акты и т.д.) национального права.
под нормами МП понимаются правила поведения, созданные путем согласования, воль государств и других субъектов МП и регулирующие отношения между специфическими субъектами межднародного права.
нормы МП классифицируются по следующим основаниям:
• по характерам правила поведения - нормы-правила(как вести государству) и нормы-принципы(носят декларативный характер);
• по методу регулирования отношений - нормы регулятивные(предписывают как нужно поступить с субъектом) и охранительные(содержат запреты, например на территории РФ смертная казнь запрещена);
• по характеру регулирования отношений - нормы материальные и процессуальные;
• по сфере действия - нормы универсальные и региональные;
• по источнику - договорные и обычные нормы;
2. Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение
7 принципов (по декларации 1970 года)
• принцип суверенного равенства государств
предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам: верховенствотна своей территории, независимости в принятии решений, создании системы законодательной, исполнительной и судебной власти
• принцип мирного разрешения споров
закрепляется следующим образом: государства юридически равны, каждое пользуется правами, присущими полному суверенитету, каждое государство обязано уважать правосубъектность (способность быть субъектои права), свободно выбирать и разбирать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, обязано выполнять добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами
• принцип невмешательства во внутренние дела
обязанность невмешательства предполагает, что все государства обладают правом формировать экономический, политический и социальный строй на своей территории. не должы прямо и косвенно вмешиваться в дела другого, не доджны поощеряться действия, направленные на подрывные действия к другому государству
• принцип права народов и наций на самоопределение
реально не срабатывает
• принцип добросовестного выполнения международных обязательств
конвенция подписывается добровольно, но затем обязательно к исполнению
• принцип не применения силы и угрозы силой
• принцип сотрудничества государств
• принцип мирного разрешения споров
статья 2 гласит разрешать споры мирно, как основной метод разрешения споров (переговоры, обследования, посредничество, примерение, арбитраж и судебное разбирательство)
• принцип территориальной целостности
3. источники международного права, понятия и виды
источник международного права - это способы выражения международно-правового предписания. только в МП источники закреплены в норме. ст. 38 Статута международного суда ООН закрепляет следующие виды источников, которыми должен руководствоваться суд при разбирательстве дела и вынесении решений:
• конвенция - многосторонний договор, к которому присоединяются участники. наиболее распространена среди других видов договоров;
• обычаи, принципы международного права;
• судебные решения - Россия не признает, но решения Европейского суда по правам человека носят нормативный характер
• доктрины по международному публичному праву - характерны для англосаксонской системы права
4. Субъекты международного права
международная правосубъектность - способность субъекта иметь международные права и нести междкнародные обязанности. характеризуется тем, что ее объем зависит от характера субъекта международного права, т.е. государства, нации и народности являются субъектами с первоначальной правосубъектностью, а остальные субъекты - обладают производной правосубъектностью.
классификация:
• по правосубъектности:
1. государство - основной субъект международного права, т.к. обладает первоначальной правосубъектностью и наибольшим объемом прав и обязанностей
2. международные междуправительственные организации - субъекты с производной от создавших их государств правосубъектностью. они должны:
• обладать актами, имеющими учредительный характер, т.е наличие устава;
• обладать организационной структурой, т.е. системой органов организации (высших исполнительных и законодательных);
• обладать международной правосубъектностью
• иметь четко определенные цели, не противоречащие принципам международного права
виды международных межправительственных организаций (ММО):
• по сфере деятельности:
универсальные
региональные
• по характеру участвующих государств:
развитые
развивающиеся
смешанного типа
• по цели деятельности:
общие
специальные
3. нации и народности
могут быть признаны сообществом при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способный выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях
4. государство-подобные образования - всего 2 в мире: Ватикан (клирикальное государство) и Мальтийский орден (активно участвует в Международных отношниях. имеет представительства в странах, миссию при ООН и в специализированных учреждениях ООН)
5. правоприемство государств в международном праве
Под правоприемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-приемнику. Виды правоприемства:
• правоприемство территории
• правоприемство государственных границ
• правоприемство международных договоров
• правоприемство государственных долгов
• правоппиемство государственной собственности, в том числе, находящейся за границей
• правоприемство государственных архивов
Варианты возникновения правоприемства:
• в случае социальной революции
• в случае отделения части территории государства
• в случае распада государства и образовании новых независимых государств
Правовая основа правоприемства - Венская конвенция 1978 года "О правоприемстве государств в отношении международных договоров" (вступило в силу в 1992 году) и Венской конвенцией 1983 года "О правоприемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (в силу невступило). Правоприемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правоприемства в отношении каждой из объединяющихся стран продолжают действовать в отношении государства-приемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу в отношении указанной территории. При разделении государств и образовании ноаого государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-приемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|