Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Конспект лекций по курсу международное право

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


1. Понятие международного права

Международное право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между субъектами.

Международное публичное право отличается от внутрегосударственного права по следующим основаниям:

• по предмету правового регулирования - МП регулирует отношения, возникающие между специфическими субъектами, а внутрегосударственное право регулирует весь спектр отношений внутри государства и не затрагивает других государств, за исключением коллизий;

• по характеру регулируемых отношений МП регулирует исключительно демократические отношения, внутрегосударственное право зависит от политико-правового режима;

• по субъектам МП регулирует отношения между государствами, нациями, народностями, международными межправительственными организациями и государственными образованиями.

Во внутрегосударственном праве субъекты: физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства;

• по способу создания норм - в МП нормы создаются самими субъектами права для себя путем согласования воль при принятии акта, во внутрегосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными органами;

• по источникам права - в МП источником является договор, а во внутрегосударственном - закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.

Международное публичное право(МПП) отличается от международного частного права (МЧП)по следующим основаниям:

• по характеру нормативного образования - МПП и МЧП являются подотраслями МП;

• по субъектам - субъектами МПП являются государство, нации и национальности и государство подобные образования, а субъектами МЧП - физические лица и юридические лица, обремененные иностранным участием (ТНК - не существует единого центра, а существует в каждом регионе своя штаб-квартира. на этом предприятии работают местные жители. в случае возникновения проблем возмещение ущерба осуществляется по нормам прав другой сьраны, если это оговорено трудовым договором);

• по характеру регулируемых отнлшений - МПП регулирует отношения между специфическими субъектами, а МЧП гражданско-правовые отношения (договорные, семейные, наследственные, авторские);

• по источникам - источниками МПП являются договоры и обычаи, а МЧП еще и источники(международные акты и т.д.) национального права.

под нормами МП понимаются правила поведения, созданные путем согласования, воль государств и других субъектов МП и регулирующие отношения между специфическими субъектами межднародного права.

нормы МП классифицируются по следующим основаниям:

• по характерам правила поведения - нормы-правила(как вести государству) и нормы-принципы(носят декларативный характер);

• по методу регулирования отношений - нормы регулятивные(предписывают как нужно поступить с субъектом) и охранительные(содержат запреты, например на территории РФ смертная казнь запрещена);

• по характеру регулирования отношений - нормы материальные и процессуальные;

• по сфере действия - нормы универсальные и региональные;

• по источнику - договорные и обычные нормы;

2. Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение

7 принципов (по декларации 1970 года)

• принцип суверенного равенства государств

предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам: верховенствотна своей территории, независимости в принятии решений, создании системы законодательной, исполнительной и судебной власти

• принцип мирного разрешения споров

закрепляется следующим образом: государства юридически равны, каждое пользуется правами, присущими полному суверенитету, каждое государство обязано уважать правосубъектность (способность быть субъектои права), свободно выбирать и разбирать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, обязано выполнять добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами

• принцип невмешательства во внутренние дела

обязанность невмешательства предполагает, что все государства обладают правом формировать экономический, политический и социальный строй на своей территории. не должы прямо и косвенно вмешиваться в дела другого, не доджны поощеряться действия, направленные на подрывные действия к другому государству

• принцип права народов и наций на самоопределение

реально не срабатывает

• принцип добросовестного выполнения международных обязательств

конвенция подписывается добровольно, но затем обязательно к исполнению

• принцип не применения силы и угрозы силой

• принцип сотрудничества государств

• принцип мирного разрешения споров

статья 2 гласит разрешать споры мирно, как основной метод разрешения споров (переговоры, обследования, посредничество, примерение, арбитраж и судебное разбирательство)

• принцип территориальной целостности

3. источники международного права, понятия и виды

источник международного права - это способы выражения международно-правового предписания. только в МП источники закреплены в норме. ст. 38 Статута международного суда ООН закрепляет следующие виды источников, которыми должен руководствоваться суд при разбирательстве дела и вынесении решений:

• конвенция - многосторонний договор, к которому присоединяются участники. наиболее распространена среди других видов договоров;

• обычаи, принципы международного права;

• судебные решения - Россия не признает, но решения Европейского суда по правам человека носят нормативный характер

• доктрины по международному публичному праву - характерны для англосаксонской системы права

4. Субъекты международного права

международная правосубъектность - способность субъекта иметь международные права и нести междкнародные обязанности. характеризуется тем, что ее объем зависит от характера субъекта международного права, т.е. государства, нации и народности являются субъектами с первоначальной правосубъектностью, а остальные субъекты - обладают производной правосубъектностью.

классификация:

• по правосубъектности:

1. государство - основной субъект международного права, т.к. обладает первоначальной правосубъектностью и наибольшим объемом прав и обязанностей

2. международные междуправительственные организации - субъекты с производной от создавших их государств правосубъектностью. они должны:

• обладать актами, имеющими учредительный характер, т.е наличие устава;

• обладать организационной структурой, т.е. системой органов организации (высших исполнительных и законодательных);

• обладать международной правосубъектностью

• иметь четко определенные цели, не противоречащие принципам международного права

виды международных межправительственных организаций (ММО):

• по сфере деятельности:

универсальные

региональные

• по характеру участвующих государств:

развитые

развивающиеся

смешанного типа

• по цели деятельности:

общие

специальные

3. нации и народности

могут быть признаны сообществом при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способный выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях

4. государство-подобные образования - всего 2 в мире: Ватикан (клирикальное государство) и Мальтийский орден (активно участвует в Международных отношниях. имеет представительства в странах, миссию при ООН и в специализированных учреждениях ООН)

5. правоприемство государств в международном праве

Под правоприемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-приемнику. Виды правоприемства:

• правоприемство территории

• правоприемство государственных границ

• правоприемство международных договоров

• правоприемство государственных долгов

• правоппиемство государственной собственности, в том числе, находящейся за границей

• правоприемство государственных архивов

Варианты возникновения правоприемства:

• в случае социальной революции

• в случае отделения части территории государства

• в случае распада государства и образовании новых независимых государств

Правовая основа правоприемства - Венская конвенция 1978 года "О правоприемстве государств в отношении международных договоров" (вступило в силу в 1992 году) и Венской конвенцией 1983 года "О правоприемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (в силу невступило). Правоприемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правоприемства в отношении каждой из объединяющихся стран продолжают действовать в отношении государства-приемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу в отношении указанной территории. При разделении государств и образовании ноаого государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-приемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»