Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международное публичное право /

Курс лекций по международному праву

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

1. Понятие, сущность и функции международного права.

2. Источники и процесс международного правотворчества.

3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.

1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и междуна¬родная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между госу¬дарствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium” (право наро¬дов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. В дальнейшем название было модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или “международное право”).

Международное право - это особая правовая система, регулирующая меж¬дународные отношения его субъектов посредством юридических норм, созда¬ваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, кото¬рое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства, нации и народы, борющиеся за свое освобождение, государство-по¬добные образования, международные учреждения.

Объектом данной отрасли права является регулирование системы между¬народных отношений, которые выступают как совокупность экономических, по¬литических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и обществен¬ными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосу¬дарственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм - обя¬зательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - инсти¬туты - нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и опре¬деления, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, по¬нятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различ¬ных аспектах. Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регу¬лирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с учас¬тием международных аспектов только “в том числе”, отдавая приоритет внут¬ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются фи¬зические и юридические лица, органы государства, то субъектами международ¬ного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государствоподобные об¬разования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и дого¬воры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых си¬стемах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного ор¬гана, нормы международного права создаются самими субъектами международ¬ного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого яв¬ляется согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими сло¬вами, если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз”, то междуна¬родно-правовые нормы - “горизонтально”.

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, харак¬тер ко¬торых находится в зависимости от социальной природы данного госу¬дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический харак¬тер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судеб¬ных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функцио¬нирование международного права и прежде всего его применения суще¬ственно отличаются от функционирования и применения внутригосударствен¬ного права.

Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП разли¬чаются прежде всего по субъектам, объектам, источникам, методам регулирова¬ния, форме ответственности и сфере действия. Так, например, если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п., то субъектами МЧП - физиче¬ские и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосудар¬ственного (публичного) взаимодействия, то объектом МЧП являются частнопра¬вовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай, то источни¬ками МЧП служат национальное законодательство, международные договоры, торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вы¬рабатывает нормы путем согласования воль государств, то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответствен¬ность, то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП - глобаль¬ная система права, то МЧП - национальная (в каждом государствен свое МЧП).

Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии, которое проявляется в том, что обе правовые системы имеют однородную направлен¬ность (регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом, МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда, способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоя¬тельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирую¬щие более-менее однородные отношения.

Функции МПП - это основные направления его воздействия на социаль¬ную среду, определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе, суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений, относятся:

* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение кон¬фликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просве¬щении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно каса¬тельно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообще¬ство).

Во вторую группу функций МПП, суть которой составляет правовое регу¬лирование межгосударственных отношений, вошли:

* координирующая функция, поскольку нормы МПП устанавливают обще¬приемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений госу¬дарств;

* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существо¬вание и общение;

* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам по¬ведения;

* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не су¬ществует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного пра¬вопорядка).

Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. При создании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных ас¬пекта правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы, второй - о придании ей юридически обязательной силы (зачастую, согласившись о содержании нормы, государства договариваются о придании ей не юриди¬ческой, а политической силы, что уже не влечет международно-правового харак¬тера. Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом, что находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны со¬блюдаться).

Свобода воли, соглашения государств не означают произвола. Они детер¬минированы условиями существования государств. Признание за МПП обяза¬тельной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»