Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Трудовое право /

Введение в курс эргономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Введение в курс эргономики

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых слу-чаях к очень тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о че-ловеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с опи-санием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений , исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стрес-са, коллективной деятельности операторов. С точки зрения обеспе-чения эффективности деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как утомление, монотонность операций, пер-цептивная и интеллектуальная нагрузка, условия работы, физиче-ские факторы окружающей среды, биомеханические и физиологиче-ские факторы. Во-первых, это задачи проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно к обеспечению взаи-модействия человека и машины. К таким средствам относят визу-альные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также задачи подготовки, тренировки и отбора операто-ров.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектирова-нием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом ис-следования - системы "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда".

Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при реше-нии той или иной эргономической задачи, в последующем обобще-нии и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ря-де случаев этот процесс приводит к созданию новых методов иссле-дований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на кото-рые она возникла.

Термин "эргономика" (греч. ergon - работа + nomus - закон) был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общест-ва. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в на-стоящее время принят английский термин.

В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные назва-ния:

в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антро-потехника" и др.

Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, позна-ния и общения. Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и про-ектирование внешних средств и внутренних способов трудовой дея-тельности операторов. Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда. Она тесно связана с физиологией труда, которая является специ-альным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Эр-гономика использует данные гигиены труда, которая является раз-делом гигиены, изучающей влияние производственной среды и тру-довой деятельности на организм человека и разрабатывающей са-нитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда. Эргономика по природе своей занимается профилактикой ох-раны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, орга-низационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопас-ности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физио-логии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.

Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой прак-тическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тща-тельный научный анализ трудовых процессов и условий их выпол-нения, а сами практические меры базируются на достижения совре-менной науки и передовой практики.

Эргономика решает также ряд проблем, поставленных в системо-технике: оценка надежности, точности и стабильности работы опе-ратора, исследование влияния психологической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятель-ности в системе "человек-машина", изучение приспособительных и творческих возможностей человека. В практическом отношении про-блема взаимоотношения эргономики и системотехники - это про-блема организации всестороннего и профессионального учета эрго-номических факторов на различных этапах создания сис-тем(проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их экс-плуатации.

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней за-дачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией и другими общественными науками. Вне этих связей эр-гономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно про-гнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Внедрение результатов эргономических исследований в практику дает ощутимый социально-экономический эффект. Как отечествен-ный, так и зарубежный опыт внедрения эргономических требований свидетельствует о том, что приводит к существенному повышению производительности труда. При этом грамотный учет человеческого фактора представляет собой не разовый источник повышения, а по-стоянный резерв увеличения эффективности общественного произ-водства.

Психофизиологическая сущность и структура

трудовой деятельности

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек - орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно, эргономические исследования рекоменда-ции должны основываться на выяснении закономерностей психиче-ских и физиологический процессов, лежащих в основе определен-ных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающей физико-химической и психологической средой.

В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмот-рением трудовой деятельности как процесса взаимодействия чело-века с машиной и более сложными системами управления. Некото-рые из этих идей конструктивны в смысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениям в разработке теории деятельности . Значительный вклад в понимание психофизиологи-ческого содержания трудовой деятельности внесли исследования по физиологии труда.

Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойства имеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонента деятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классу автоматических устройств.

В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преоб-разование информации и энергии.

Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состояния предмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходного состояния посредством трудовых - ин-формационных и энергетических воздействий. Эти воздействия че-ловек может осуществлять непосредственно на предмет труда или через промежуточное устройство - орудие труда. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, про-межуточного устройства и среды. Цель труда у человека формиру-ется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или полу-чаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобра-зуется по одному из тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь, ав-томатизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по извест-ным правилам), Продуктивного (или творческого) мышления. С по-мощью этих преобразований формируется прогнозируемый резуль-тат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Существенное влияние на характер протекания процессов, вос-приятия, мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказывают активационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основе информационных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»