Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Конституционные основы регулирования природопользования охраны окружающей средыьзования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Институт права

Башкирского государственного университета

Кафедра хозяйственного, финансового

и экологического права

Контрольная работа

по дисциплине «Экологическое право»

Вариант № 3

Выполнил: студент 5 группы

V курса заочного отделения

Попков А.Г.

Проверил: доцент, д.ю.н.

Габитов Р.Х.

Уфа - 2002

Конституционные основы

регулирования природопользования

и охраны окружающей среды

План:

1. Общая характеристика

источников экологического права ……………………………………..

3

2. Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан – основополагающие источники экологического права ………..……..

4

3. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………….……..……..

5

4. Характеристика экологических норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………....

12

5. Развитие взаимоотношений между

Российской Федерацией и Республикой Башкортостан

в области охраны окружающей среды…………………………………

21

6. Использованная литература ……………………..……………………. 25

1. Общая характеристика источников экологического права

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы .

Наличие развитой системы источников экологического права является существенным условием для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.

Источники экологического права имеют некоторые особенности.

1. Так как законодательство о природопользовании и охране окружающей среды отнесено в соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов, то эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях;

2. Экологическое право имеет комплексный характер в системе российского права, поэтому правовые нормы данной отрасли имеются в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об охране окружающей среды, природоресурсным законодательством, они содержаться в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:

• По юридической силе – на законы и подзаконные акты;

• По предмету регулирования – на общие и специальные;

• По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные;

• По характеру – на кодифицированные и не являющиеся таковыми;

Систему источников экологического права образуют:

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы экологического права;

• Конституция Российской Федерации;

• федеративные договоры;

• законы (конституционные и федеральные);

• нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

• Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• нормативные правовые акты министерств и ведомств;

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

• локальные нормативные правовые акты;

• судебные решения.

Обычай как источник экологического права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

2. Конституции Российской Федерации и

Республики Башкортостан – основополагающие источники экологического права

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан играют основополагающие роли. Эти роли предопределены тем, что в Конституции (как РФ, так и РБ) закрепляются (признаются) основы конституционного строя (глава 1), права и свободы человека и гражданина (в том числе и права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду – ст.ст. 41,42 Конституции РФ), гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти, разграничение предметов ведения (ст.ст. 71, 72, 73 Конституции РФ).

При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования (ст.ст. 1, 7, 10, 71, 72 Конституции РФ), и «чисто» экологические нормы права (ст.ст. 9, 36, 41, 42 Конституции РФ) .

Правовые нормы Конституции Республики Башкортостан, регулирующие природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции РФ в указанной области.

Целью данной работы является анализ норм Конституции РФ в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды (основной «нажим» - на нормы, регулирующие охрану окружающей среды) и краткое рассмотрение взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в указанной области.

3. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды

Под общими нормами Конституции, регулирующими природопользование и охрану окружающей среды, понимаются такие нормы Конституции, которые определяют не только порядок и условия взаимодействия человека, общества и государства в области природопользования и экологии, но и на весь спектр взаимоотношений государства и общества. Данные нормы являются основополагающими к таким сферам взаимоотношений человека, общества и государства, как природопользование, экологический контроль, обеспечение экологической безопасности и др.

***

В соответствии с положениями ст.15 Конституции, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления) и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.

Статья 2 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.2 раздела II) формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Характерно, что понятием «высшая ценность» не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

В статье 3 раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ. Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.

Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное в ч. 1 ст. 4, означает, что эта верховная власть распространяется на определенную территорию, т.е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России. Часть 2 ст. 4 Конституции закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Следует отметить, что за последние два года в Республике Башкортостан сделана большая работа по приведению республиканского законодательства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»