Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Крутая шпора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что такое «экология» ?

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хо¬тя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих уче¬ных, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде полу¬чил в биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация косну¬лась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне опре¬деленные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отно¬шений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей при¬родной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране ок¬ружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфе¬ре взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровле¬ния и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права бази¬руется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об ох¬ране окружающей природной среды», в которой определены задачи приро-доохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природ¬ных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения эко¬логически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздо¬ровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права

как отрасли права?

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере ох¬раны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, преду¬преждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйст¬венной и иной деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление его с предметом смежных отраслей права — земельного, гор¬ного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является ох¬рана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету указанных отраслей права относятся главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять разви¬тие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охва¬тывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особен¬но в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окру¬жающей природной среды в целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создавать¬ся различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные пар¬ки и т. п. Так, в 1913 году на первой международной конференции в Берне, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой фауны от хищнического истребления в погоне

за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощад¬ной ее эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые за¬поведники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характе-.' ризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко¬торой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчеза¬ющих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно также условно, природоресурсовый. В данный пери¬од (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Рос¬сийской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и рас¬тения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и досто¬примечательные природные объекты, что хотя и не являлось природным ре¬сурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружаю¬щей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не¬пременным условием не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей при¬родной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окру¬жающей природной среды, органы государственной власти, другие государ¬ственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными прин¬ципами:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благопри¬ятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических ин¬тересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды, потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~" : последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства, не¬отвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации,-о чем подроб¬нее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового ре¬гулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических

отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в изве¬стной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правово¬го воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, ко¬нечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различ¬ное содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мне¬ние, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящие выражение в таких при¬емах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство может регламентировать поведение уча¬стников общественных отношений либо непосредственно, сверху (импе¬ративное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъ¬ектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, ес¬ли для императивного способа (приема) регулирования характерно нали¬чие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование от¬личается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, сво¬его метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов, характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-

ализация»

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»