Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Основные направления охраны окружающей среды в военной сфере. 2003г

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Особенности экологической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации 4

2. Основные экологические проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации 6

3. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации 8

4. Экологические требования к военным и оборонным объектам 10

5. Система органов государственного экологического контроля в Вооруженных силах РФ 13

Заключение 14

Библиографический список 15

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время экология, окружающая среда, экологическая безопас¬ность прочно стали объектом государственной политики и элементом наци¬ональной безопасности любого государства.

Человечество, с одной стороны, уходит от угрозы ядерной войны, а с дру¬гой - приближает себя к экологической катастрофе.

Более века назад в международном праве появились нормы, направ¬ленные на охрану окружающей среды во время военных действий.

В 1868 г. была принята Санкт-Петербургская декларация, устанавливающая ограни¬чения на право сторон в военном конфликте разрушать объекты, которые являются частью природной среды.

В наше время в ряде западных стран под эгидой Комитета НАТО, в период 80-х-90-х годов выполнено несколько международных проектов «Вооруженные силы и окружающая среда». Они явились основой для активной и конструктивной практической деятельнос¬ти, проводимой военными ведомствами этих стран по обеспечению экологи¬ческой безопасности вооруженных сил.

Можно отметить, что с началом «строительства» российских Вооруженных Сил вопросам соблю¬дения экологического законодательства уделялось явно недостаточно вни¬мания. Лишь в 1992 году в составе Министерства обороны РФ было создано Управление экологии и специальных средств защиты. В 1992 – 1995 годах на уровне Совета Безопасности, Правительства РФ и Министерства обороны РФ, был принят ряд решений в этой области, что, по существу, явилось пер¬вым шагом в создании новой системы обеспечения экологической безопас¬ности Вооруженных Сил РФ.

1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспечение безопасности страны (национальной безопасности) обычно связывают с защитой от изменений, навязываемых ей изнутри или извне по¬средством незаконного применения силы или угрозы использования силы.

В Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. сказано, что безо¬пасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов лич¬ности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство -его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъектами безопасности являются государство, общество (защищен¬ность общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей) и личность (защищенность жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства).

Важным составным элементом национальной безопасности является экологическая безопасность - совокупность свойств объектов Вооруженных Сил РФ, окружающей их среды обитания и состояние организационных мер и технических средств, обеспечивающих исключение или сведение к мини¬муму воздействия неблагоприятных экологических факторов деятельности Вооруженных Сил РФ на окружающую среду, население, личный состав и объекты Вооруженных Сил РФ.

При выработке стратегии обеспечения экологической безопасности наи¬более приемлемыми являются следующие подходы: оборонительный - ук¬репление экологической безопасности путем уменьшения уязвимости отече¬ственных экосистем от внешних воздействий; адаптивный - усиление приспосабливаемое экосистем к внешним изменениям и, наконец, коопе¬ративный - международное сотрудничество для устранения опасности воз¬действия на окружающую среду.

При рассмотрении путей обеспечения экологической безопасности мож¬но выделить следующие аспекты:

- источники опасности - экологически опасные вещества (окислы серы, токсичные соединения, углекислый газ и др.) и физико-химические процес¬сы (тепловое, электромагнитное и др. загрязнения);

- каналы распространения экологической опасности - природные (через атмосферные процессы, через почву, по воде) и антропогенные (междуна¬родный транспорт, импорт экологически опасных технологий, производств, видов продукции, отходов и т. п.).

Таким образом, обеспечение экологической безопасности связано с тре¬мя видами угроз:

1) экологической агрессией;

2) угрозой национальной безопас¬ности за счет внешних экологических проблем;

3) воздействием на нацио¬нальную безопасность внутренних экологических проблем.

Обеспечение экологической безопасности при внешней экологической агрессии, как правило, рассматривается в рамках военного компонента на¬циональной безопасности. При этом учитываются вопросы международно-правового регулирования воздействия на окружающую среду, в том числе в периоды вооруженных конфликтов.

Для устранения возможности экологической агрессии - преднамеренно¬го воздействия на качество окружающей среды противника - в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или другого враждебного ис¬пользования методов модификации окружающей среды. Существует еще це¬лый ряд международных документов, которые ограничивают возможности ведения «экологических войн».

3. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных экологопользователей. В соответствии с законом «Об обороне», земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных Сил. За многие годы эксплуата¬ции полигонов в ряде районов РФ обра¬зовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.

Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах бази¬рования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих север¬ное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомно¬го флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ в на¬стоящее время скопилось большое количество отработанного ядерного топ¬лива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надвод¬ных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Острую проблему для Вооруженных Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50% складов и их оборудова¬ние устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхност¬ные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы. Образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в гарнизонах Мирный, Котлас, Бологое, Тейково, Кострома, Йошкар-Ола, и др.

Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также бе¬реговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5-10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бы¬товых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Пла¬новые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются.

Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средст¬вами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излуче¬ний.

В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и хи¬мического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооруженных Сил РФ, снижает их боевую готовность.

4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ формируется в соответствии с Концепцией экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ, утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных сил 2 февраля 1993 года.

Создание и функционирование этой системы обусловливается следую¬щими факторами:

а) наличие постоянной войсковой деятельности, отрицательно влияющей на экосистему, и необходимость комплексного решения экологических про¬блем армии и флота;

б) соблюдение требований законодательства РФ по обеспечению защиты окружающей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»