Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экологичесое право /

Правоохранительная деятельность в области охраны окружающей среды

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПЛАН

1. Основные направления деятельности в области охраны окружающей сред, функции правоохранительных органов, основные цели и задачи.

2. Международное право охраны среды. Международная ответственность за экологические правонарушения.

1. Основные направления деятельности в области охраны окружающей сред, функции правоохранительных органов, основные цели и задачи.

К правоохранительным органам государства традиционно относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда.

Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению.

Цели и направления прокурорской деятельности определены в Законе РФ о прокуратуре РФ. Предметом прокурорского надзора является исполнение законов местными представительными и исполнительными органами власти, министерствами и ведомствами, а также иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчинения, военными органами и организациями, учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

На основании вышесказанного, экологическую функцию прокуратуры можно истолковать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. В данном случае предметом надзора служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Эти функции выполняются на уровне Федерации - Генеральной прокуратуры РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев, областей - республиканская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района - городская, районная прокуратура.

Следует отметить, что ввиду резкого увеличения числа экологических правонарушений и иных преступлений в России была образована новая форма экологического надзора прокуратуры - районные, межрайонные, бассейновые природоохранные прокуратуры. Это специализированная форма прокурорского надзора в области экологии. Она охватывает все формы прокурорской деятельности, связанные с законностью деятельности предприятий, организаций и должностных лиц, рассмотрением гражданских, уголовных дел экологического содержания, надзор за органами МВД в части проведения дознания по делам об охране природы и использовании природных ресурсов.

Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением. “За 1993 г. органами прокуратуры РФ выявлено 9043 нарушения законов об охране природы, в том числе 1376 незаконно принятых правовых актов. По выявленным фактам нарушения экологического законодательства прокурорами за 1993 г. принесено 4192 протеста, по представлениям прокуроров 2290 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 1504 - к материальной ответственности”.

В соответствии с Законом РФ о прокуратуре РФ и “по инициативе прокуроров было направлено в народные суды 1053, в арбитражные 100 исков о возмещении ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы на общую сумму около 4 млрд. руб”.

Одной из самых распространенных и действенных форм прокурорского реагирования является протест. Ст. 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что протест “приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, либо в суд”.

Следует учесть, что прокурор при подаче протеста не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации, нарушившей закон.

Наряду с административными методами реагирования прокуратура применяет в своей практике экономические методы воздействия. К ним относят иски прокурора в интересах государства или отдельных предприятий, организаций, граждан. Такие иски основаны на общей норме гражданского права об ответственности организаций за действия своих работников при исполнении ими своих обязанностей, а также на праве организации взыскать определенную часть причиненного ущерба в пользу организации. “Недостатком в практике применения исков органами прокуратуры служит их полное безразличие к взысканию причиненного ущерба и восстановлению имущественных интересов. Другим недостатком данной категории дел, который гасит интерес к ней у государства и организаций, - мизерная сумма ущерба, компенсируемая непосредственным виновником нарушения”.

Кроме общего экологического надзора, при котором экологическая функция прокуратуры проявляется более наглядно, прокурор встречается с экологическими проблемами или действиями, повлекшими экологический ущерб при рассмотрении в суде уголовных и гражданских дел.

В качестве мер, способствующих укреплению взаимодействия органов экологического, санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, прокуратурой был утвержден “норматив материалов” необходимых для возбуждения уголовного дела или административного производства при совершении экологического правонарушения, либо преступления. Подобный норматив включает в качестве обязательных пять элементов: акт о нарушении природоохранительного законодательства, размер причиненного ущерба и документы его подтверждающие, заключения специалистов по поводу ущерба, письменные объяснения работников предприятия, справку о предприятии по исполнению природоохранительного законодательства ранее.

Рассмотрим экологические функции МВД и ФСБ.

Министерство внутренних дел - одно из немногих отраслевых и функциональных структур, которое выполняет многообразные экологические функции, хотя общество о них еще не имеет достаточно полной информации. К числу таких функций можно отнести: охрану общественного порядка, борьба с правонарушениями и преступностью, противопожарная безопасность, государственная служба безопасности движения, а также разрешительная система - выдача разнообразных пропусков, регистрация охотничьего и огнестрельного оружия, и несение службы на конкретных объектов экологического значения.

По всем перечисленным вопросам министерство выступает как орган, наделенный надведомственными функциями, чьи приказы и распоряжения являются обязательными для всех причастных к эти отношениям предприятиям, организациям, учреждениям и частным лицам. В то же время в компетенции министерства есть сфера деятельности, в которой оно выступает как обычное отраслевое подразделение, выполняющее функции природопользователя на отведенной ему территории. В данном случае имеется ввиду система исправительных учреждений, которые входят в структуру министерства. В данном случае “министерство должно руководствоваться действующим земельным, лесным, водным законодательством, законом об охране недр, животного мира и атмосферного воздуха. “Как и все субъекты права природопользования министерство несет ответственность за нарушение природоохранительных законов”.

В рамках МВД РФ действуют службы выполняющие специальные задачи по охране окружающей среды. Деятельность этих служб регламентируется законодательством РФ. По Закону РСФСР от 18.04.1991 г. “О милиции”, задачами милиции, на основании ст. 2 являются: “обеспечение личной безопасности граждан, пресечение и предупреждение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного правопорядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи предприятиям и организациям, общественным объединениям, должностным лицам в защите их прав и интересов”. В связи с охраной окружающей среды эти задачи можно сформулировать следующим образом: обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека, предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений, раскрытие экологических преступлений, охрана общественного правопорядка и обеспечение экологической безопасности, оказание помощи предприятиям организациям и должностным лицам в защите их экологических интересов и прав.

Деятельность органов ФСБ регламентируется Законом РФ от 03.04.1995 г. об органах ФСБ в РФ. На основании ст. 8 данного Закона “деятельность органов федеральной службы безопасности, применяемые ими средства и методы не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде”.

В механизме правоохранительных органов, выполняющих функции охраны окружающей природной среды арбитражный суд занимает особое место, если производственно-хозяйственная деятельность является основным источником деградации окружающей среды, то арбитражный суд, рассматривающий имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы. По Закону РСФСР от 04.07.1991 г. об арбитражном суде, на основании ст. 3 “задача арбитражного суда - защита охраняемых законом прав и интересов организаций, граждан, содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях”.

Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью, рекреацией либо запретом их, также являются предметом рассмотрения арбитражного суда. Их особенность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»