Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

История (А-С) /

А.В. Суворов

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Доклад

По историии

Суворов

Александр

Васильевич

Суворов Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, - 6(18). 5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик, генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова (1705-75), соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от рождения организм физическими упражнениями. В 1742 записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, в котором в 1748 начал службу капралом. В 1754 произведён в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1756-1758 служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756-63с 1758 на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении 1759, во взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761). В 1762 произведён в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, а в 1763 - Суздальского пехотного полка (до 1769). В 1764-65 составил и ввёл в действие так называемое "Полковое учреждение" - оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат. В 1768-1772, командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской конфедерации, нанёс им поражения под Ореховом (1769), Ландскруной, Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772). В 1770 произведён в генерал-майоры. В 1772 командовал Санкт-Петербургской дивизией. В 1773 по личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В мае - июне 1773 отряд С. дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В сентябре 1773 руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 вместе с генералом М. Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. В августе 1774 по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, но восставшие были разбиты до прибытия С., которому пришлось лишь сопровождать захваченного в плен Пугачева в Симбирск. В 1774-86 командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778 высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке. В 1786 С. был произведён в генерал-аншефы. В начале русско-турецкой войны 1787-91 командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон - Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около Кинбурна (октябрь 1787). В 1788 участвовал в осаде Очакова, где был ранен (всего за время боевой деятельности С. получил 6 тяжёлых ранений). В 1789 командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при Фокшанах (июль 1789) и Рымнике (сентябрь 1789). В 1790 С., командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 овладел ею. В 1791-94 командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах России. В августе 1794 назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794. В сентябре - октябре С. нанёс поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву; при этом С. проявил гуманное отношение к "мятежникам" (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать "обид жителям" и т. д.). Екатерина II, произведя С. в фельдмаршалы, в октябре 1795 отозвала его из Польши. Приняв в 1796 командование войсками на юге (в Тульчине), С. написал знаменитое произведение "Наука побеждать", обобщавшее многолетний опыт обучения и воспитания войск. "Наука побеждать" явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика павловского устава и отказ С. выполнить приказ императора привести подчинённые ему войска "в мой порядок" повлекли за собой увольнение С. из армии [6(17) февраля 1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии. В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 назначил С. главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию; С. были подчинены и австрийские войска. В ходе Итальянского похода Суворова 1799 русско-австрийские войска под его командованием в апреле - августе разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы С. были одержаны вопреки интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата (придворного военного совета), который крайне затруднял его действия. Разработанный С. стратегический план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль - Лион - Париж во взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии, был сорван Австрией. Её правительство стремилось развязать себе руки для захвата Италии и добилось согласия Павла I на переброску войск С. в Швейцарию. "Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить", - писал С. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова 1799 русские войска в сентябре преодолели исключительные трудности и вышли из окружения. В октябре 1799 Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска С. в Россию. С. вновь подвергся царской опале за нарушения "высочайшего устава" и вскоре умер.

Cуворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. С. был одним из самых образованных военных деятелей 18 в.; он знал математику, философию, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским и финским языками; в совершенстве знал фортификацию; изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий. Политическим идеалом С. была "просвещённая монархия". Являясь сторонником самодержавия, представителем и защитником классовых интересов дворян-помещиков, С. в то же время осуждал "тиранство" самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и "бесполезную жестокость в войсках". Независимость суждений С., его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и тайного надзора.

Патриотизм С. был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина ("в свете храбрее россиянина нигде нет"), в военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). С. проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным ("не меньше оружия поражать противника человеколюбием"), сурово преследовал мародёрство.

Военно-теоретическая и практическая деятельность С. отражена в его огромном литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем "Полковое учреждение", "Науку побеждать", различные наставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями. Оно характеризует С. как выдающегося военного теоретика, стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, С. снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку - новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую "науку побеждать". В области стратегии С. считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника. С. был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии. Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против его "слабого пункта" для решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу "держать по возможности все силы свои в совокупности", С. предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. С. учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал он фактору времени: "расчёт времени есть главное правило ведения войны", "от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения". Непримиримый враг догматизма и шаблона, С. учил: "все кампании различны между собой", "никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва". Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых "для проформы" "примерных планов кабинетов" без учёта постоянно изменяющейся

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»