Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Хозяйственное право /

Транспортные договора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра нац. экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Транспортные договора»

Выполнен студентом

группы НЭ-501

«Национальная экономика»

Лахреевым Романом Борисовичем

Мурманск

2004 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие и виды транспортных договоров 5

2. Транспортные обязательства и их правовое регулирование 9

3. Обязательства по перевозке грузов 13

3.1. Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки 13

3.2. Заключение договора перевозки 15

3.3. Элементы обязательства грузовой перевозки 17

4. Особенности отдельных видов договора перевозки груза 24

4.1. Железнодорожная перевозка 24

4.2. Перевозка на водном транспорте 26

4.3. Морская перевозка 27

4.4. Воздушная перевозка 30

4.5. Автомобильная перевозка 31

5. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке 33

5.1. Условия ответственности 33

5.2. Виды имущественной ответственности 36

Заключение 40

Список литературы: 44

Введение

Транспортные договора - одни из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которым осуществляется связь между промышленностью и сельским хоз-ом, промышленностью и торговлей.

Как раньше, так и сейчас транспорт образует самостоятельную сферу экономической де¬ятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровожда¬ется созданием новых вещей. Ее цен¬ность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в террито¬риальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Причиной выбора данной темы работы послужило продолжающееся беззаконие в когда-то налаженных хозяйственных связях. Также следует отметить тот факт, что транспортные договора призваны обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке, а наш закон не должен создавать препятствий в этом. Но между тем, в деятельности транспортные договоров можно отметить немало проблем правового характера, которые требуют своего разрешения.

Основная цель - работы раскрыть правовую сущность и особенности правового регулирования транспортных договоров на основании анализа российского законодательства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть правовые проблемы, связанные с появлением и развитием транспортных договоров, оценить перспективы дальнейшего совершенствования;

2. определить сущность транспортных договоров и их хар-ные черты;

3. исследовать специфику гражданско-правового регулирования транспортных договоров;

4. исследовать правотворческую функцию в деятельности транспортных договоров с учетом новейших подходов юридической науки и законодательной техники;

5. сформулировать рекомендации по совершенствованию форм и методов правового регулирования транспортных договоров.

Методологическую основу работы составляют сравнительно-правовой, логический, исторический и статистический методы. Путем применения указанных методов теоретический анализ соединен с решением задач практического характера, имеющих значение как для правоприменительной практики, так и для выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Теоретическая основа работы включает труды российских ученых юристов и экономистов. В целях этой работы изучена и проанализирована в аспекте рассматриваемых вопросов соответствующая литература по гражданскому и предпринимательскому праву, а также в определенном объеме – по экономике.

К проблематике транспортных договоров обращались в своих трудах ученые юристы, такие как Б.Покровский, М.Сулейменов, К.Наменгенов, А.Романович и др.

В процессе подготовки также были проанализированы научные работы современных авторов, посвященные общим вопросам транспортных договоров, в частности: В.Смирнова, М.Тарасов, М.Гордон, С.Вильнянский, К.Юрченко, В.Кулакова и др.

Кроме того, использовались работы по общей теории права, в том числе гражданского. С Алексеева, Л.Лунца., А.Мицкевича, И.Новицкого, Р.Халфиной и др.

Моя работа состоит из введения, пяти глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографии.

1. Понятие и виды транспортных договоров

В обязательствах по оказанию услуг обычно обособляются в отдельную группу те, которые направлены на предоставление транспортных услуг. Однако круг их определяется по-разному. Так, одни авторы включают в эту группу перевозку с ее подвидами и экспедицию , опосредующую вспомогательные транспортные операции, другие, помимо названных, - договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей , третьи не дают какого-либо перечня договоров, а ограничиваются указанием на то, что «эти договоры регулируют настолько обширную и самостоятельную группу отношений, что их следует выделить в отдельную группу договоров, связанных с перевозкой ». Наиболее широкий перечень транспортных договоров приведен в учебнике по хозяйственному праву под редакцией В. В. Лаптева. Здесь наряду с уже упоминавшимися обязательствами указаны длительные договоры (годовые, специальные, навигационные), узловые соглашения, транспортная экспедиция, договоры на подачу и; уборку вагонов, агентирование на морском и речном транспорте, а также тайм-чартер и договор перевозки грузов на поддонах.

Транспортный договор можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату. Транспортные обязательства - понятие собирательное, включающее разнотипные обязательства с одним, однако непременным элементом-услугой, суть которой - деятельность по перемещению грузов и людей в пространстве. Подобно тому как купля-продажа, поставка, контрактация сводятся в группу обязательств, опосредующих переход имущества в собственность, все обязательства об оказании транспортных услуг могут быть сгруппированы по единому для них сущностному экономическому признаку - специфической услуге по перемещению в пространстве. По этому признаку в разряд транспортных должны быть отнесены все обязательства, опосредующие транспортную деятельность в любом ее виде, несмотря на различия их конкретных экономических и юридических признаков. М. А. Тарасов правильно включает в группу транспортных правоотношения, которые возникают из заключаемых с организациями воздушного транспорта договоров на выполнение полетов в целях оказания медицинской и иной помощи населению, проведения санитарных мероприятий, охраны лесов, обслуживания экспедиций и оказания иных услуг, связанных с использованием гражданской авиации в народном хозяйстве.

Помимо названных к транспортным должны быть отнесены также обязательства, предусмотренные ст. 178 КТМ СССР (договор фрахтования судна на время), ст. 87 УЖД СССР (договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути), ст. 89-90 УЖД СССР (договор на подачу и уборку вагонов, контрагентский договор). К транспортным операциям относятся и выполняемые в договорном порядке ледокольные проводки судов.

Большинство исследователей к транспортным причисляют договор экспедиции, урегулированный ст. 68 УЖД СССР, ст. 38 УАТ РСФСР, ст. 380-383 ГК Азербайджанской ССР, ст. 398-401 ГК Молдавской ССР, ст. 377-380 ГК Казахской ССР, ст. 418-422 ГК Узбекской ССР. Такое решение нельзя принять без оговорок. Относительно экспедиции грузов опосредующий их договор транспортным нe является по той же причине, по которой не могут быть отнесены к таковым узловые соглашения или длительные организационные договоры. В этом нетрудно убедиться, обратившись к правилам транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР , типовому договору на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты . Из приведенных нормативных актов следует, что перевозка грузов, принадлежащих заказчикам автотранспорта, осуществляется по товарно-транспортным документам (п. 14 типового договора), за отказ от оформления или неправильное оформление которых предусмотрена ответственность согласно ст. 145 УАТ РСФСР. Основным перевозочным документом на автомобильном транспорте является товарно-транспортная накладная, и правила упомянутой статьи УАТ имеют в виду прежде всего этот документ, служащий формой договора автомобильной перевозки грузов. Таким образом, доставка грузов на станцию, в порт (аэропорт) или склад получателя осуществляется по реальному договору автомобильной перевозки грузов, предусмотренному

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»