Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Религияи мифология /

Анимистическая теория религии Э. Б. Тайлора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Анимистическая теория религии Тайлора.

Существуют ли теперь или существовали ли прежде племена людей, столь низкие по своей культуре, что у них не было никаких религиозных поня¬тий? Практически это является вопросом о всеобщности религии, вопросом, на который в течение стольких столетий отвечали то утвердительно, то отрица¬тельно и в обоих случаях с уверенностью.

Первичной религией человечества принято считать анимизм. Этим тер¬мином многие исследователи религии обозначают комплекс различных культов, основанных на вере в духов -- потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на человека. Считается, что анимизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Сам термин был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Эдуардом Бернеттом Тайлором. Он обозначил им первобытную ре¬лигию, созданную, по его мнению, "дикарем-философом", пытавшимся понять причины бытия. Сейчас употребление этого термина часто подвергается кри¬тике.

Рассмотрим что же такое анимизм с точки зрения Э. Б. Тайлора.

Первое, что представляется необходимым при систематическом изуче¬нии религий примитивных обществ, -- это определение самой религии. Если в этом определении требовать для религии верования в верховное божество или суд после смерти, поклонения идолам, обычаев жертвоприношения или других каких-либо более или менее распространённых учений или обрядов, то, ко¬нечно, придётся исключить многие племена из категории религиозных. Но столь узкое определение имеет тот недостаток, что оно отождествляет религию ско¬рее с частными проявлениями верований, чем с более глубокой мыслью, кото¬рая лежит в основе их. Целесообразнее всего будет просто принять за опреде¬ление минимума религии верование в духовных существ.

Мы намерены проследить здесь под именем анимизма глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением спири¬туалистической философии в противоположность материалистической. Ани¬мизм не представляет нового технического термина, хотя и употребляется те¬перь очень редко. Название это употреблялось для обозначения учения Шталя. Анимизм Шталя представляет возрождение и развитие в соответствующей времени научной форме древнеклассической теории, которая отождествляла жизненное начало с душой.

Является ли древний анимизм первичным образованием, присущим низ¬шим ступеням развития культуры, или же он состоит полностью или частично из верований, образовавшихся на низшей ступени культуры и перешедших путём приспособления или вырождения в примитивные общества? Доводы в пользу первого мнения, хотя и не имеющие характера бесспорных доказательств, яв¬ляются достаточно основательными и не встречают до сих пор опровержений, равных по силе. Анимизм племён, находящихся на низшей стадии развития культуры, связан непосредственно со свидетельством чувств и, по-видимому, первоначально основан на нём. Он представляет собой систему, которая в полном согласии с разумом могла бы существовать в человеческом роде, если бы даже он нигде не поднимался выше дикого уровня. Однако учения прими¬тивного анимизма всё более и более видоизменяются в сложном анимизме, приспособляясь к новым и развивающимся условиям культуры. Поэтому в раз¬витом и сложном анимизме древние религиозные представления сохраняются рядом с другими, особыми верованиями, которые даже в зачаточном виде едва ли могут быть найдены в религиях примитивных племён.

Характер учения о душе у примитивных обществ можно выяснить из рас¬смотрения его развития. По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и мёртвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти? Во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого чело¬века есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь даёт ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе "я". И то и другое, таким образом, от¬делимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мёртвым, а призрак показывается людям вдали от него.

Дикарям-философам не трудно было сделать и второй шаг. Мы это ви¬дим из того, как было крайне трудно цивилизованным людям уничтожить это представление. Дело заключалось просто в том, чтобы соединить жизнь и приз¬рак. Если и то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следова¬тельно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой. Понятие о личной душе, или духе, у примитивных об¬ществ может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, неве¬щественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и во¬лей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна поки¬дать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязае¬мая и невидимая, она обнаруживает так же физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отде¬лённый от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Хотя это определение не может иметь всеобщего применения, оно до¬вольно широко, чтобы быть принятым за норму, изменяющуюся в силу больших или меньших различий между отдельными народами. Для понимания расхожих понятий о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание на те слова, которые найдены были удобными для выражения их. Дух, или приз¬рак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее слово вошло в употребление как выражение души. В понятие о душе, или о духе, вкладываются атрибуты и других жизненных проявлений. Так, различные народы связывали душу с сердцем, кровью, взглядом и дыханием.

Для понимания расхожих представлений о человеческой душе, или духе, будет полезно обратить внимание на те слова, которые найдены были удоб¬ными для выражения их. Дух, или призрак, являющийся спящему или духо¬видцу, имеет вид тени, и, таким образом, последнее вошло в употребление для выражения души. Так, у тасманийцев одно и то же слово обозначает дух и тень. Караибы, связывая пульсацию сердца с духовными существами и признавая, что душа человека, предназначенная для будущей вечной жизни, живет в сердце, вполне логично употребляют одно и то же слово для обозначения “души, жизни и сердца”. Связь между душой и кровью, признаваемая каренами и папуасами, ярко выражена в еврейской и арабской философии. Связь между жизнью человека и зрачком глаза известна у европейского простонародья, ко¬торое не без основания видит признак колдовства или приближающейся смерти в исчезновении зрачкового образа в помутившемся глазе больного. Акт дыха¬ния, столь характерный для высших животных при жизни, прекращение кото¬рого так тесно совпадает с прекращением этой последней, много раз, и весьма естественно, отождествлялся с жизнью или душой.

Древняя анимистическая теория жизни, рассматривающая её как отправ¬ления души, объясняет многие из физических и умственных состояний теорией отлетания всей души или некоторых из составляющих её духов. Эта теория за¬нимает очень значительное и прочное место в биологии диких народов. Напри¬мер, многие дикие племена считают, что болезнь или бессознательное состоя¬ние - это временный уход души из тела, и помочь ей вернуться как можно ско¬рее можно совершая определённые обряды или просто позвав её. Вот почему в разных странах возвращение потерянных душ составляет обычную специаль¬ность колдунов и жрецов.

Это же учение составляет одну из сторон теории сновидений, распро¬странённой у малокультурных народов. Согласно этой теории, душа спящего покидает тело - в виде какого-нибудь животного или незримо - и отправляется путешествовать, охотиться, посещать друзей.

Впрочем, это мнение составляет лишь одну из многих частей теории сновидений в первобытной психологии. Другая - вера в то, что человеческие души приходят извне посещать спящего, который видит их во сне. Эти два представления вполне совместимы. На низшей ступени культуры часто думают, что душа, покинувшая тело, является во сне другому человеку, который видит её во время сна. Многие сны у диких народов объясняются посещением душ умерших друзей. Поэтому время сна у них характеризуется столь же частым общением с умершими, как время бодрствования - общением с живыми.

Отношение к видениям соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе, и эти два разряда явлений допол¬няют и подкрепляют друг друга. Даже бодрствующий и вполне здоровый дикарь не обладает способностью различить субъективное и объективное, вообра¬жаемое и действительное, тем более если дикарь расстроен физически или умственно. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, он не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилиза¬ции люди всегда верят чрезвычайно живо и твёрдо в объективность человече¬ских призрачных образов, являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения или под воздействием наркотических средств. Человеческие привидения являются главными из этих фантастических форм.

Появление призрачной человеческой души в образе своей телесной обо¬лочки признаётся в принципе всеми верующими

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»