Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Валеология

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


4. Социально-психологическая поддержка (психолог):

• исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации;

• определение состояния психико-эмоционального и социального статуса учащихся;

• групповая и индивидуальная работа с детьми группы риска по преодолению социально-педагогических трудностей.

2. Социологический опрос «Отношение к своему здоровью»

Количество: 129 учащихся.

По результатам анкетирования выявилось, что 36% детей имеют болезни дыхательной системой, 10% - страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 13% - пищеварительной системы; 11% заболевания связанные с нервной системой, 6,8% - болезнями опорно-двигательного аппарата; и всего 23,2% детей здоровы:

1. Приходилось ли вам идти в школу с больным?

• 9,2% - да, часто;

• 51% - да, редко;

• 39,8% - нет.

2. Головные боли у вас?

• 24% - часто;

• 29% - иногда;

• 47% - редко.

3. Продолжительность прогулок на свежем воздухе?

• 25% - больше 3 часов;

• 27% - не более 2 часов;

• 28% - около часа.

4. Всегда ли вы ложитесь спать в определённое время?

• 43% - да, всегда;

• 38% - да, часто;

• 19% - нет.

5. Как часто в течение дня вы питаетесь?

• 53%- 3 раза и более;

• 39% - 2 раза;

• 8% - 1 раз,

подтверждает низкий уровень ценностного отношения к здоровью, и демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью. Наибольшее влияние на состояние и отклонение к здоровью учащихся, оказывает семья с определенным образом жизни.

В силу недостаточной валеологической культуры, ОУ не заняла своего места в процессе формирования здорового образа жизни.

Поэтому: основными содержательными аспектами социально- педагогической деятельности по охране здоровья детей в ОУ являются:

1. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса.

2. Оптимизация физического воспитания.

3. Гигиеническое воспитание.

4. Лечебно-профилактическая поддержка учащихся.

5. Социально-психологическая поддержка учащихся.

Разработали тематику валеологических бесед для учащихся начальных классов в г.п.д. спецификой программы изучаемых предметов:

1. Режим дня.

2. Правильная посадка за партой.

3. Личная гигиена, уход за телом.

4. Уход за зубами.

5. Закаливание.

6. Классная комната учащихся.

7. Двигательная активность.

8. Рациональный отдых.

9. Предупреждение простудных заболеваний.

10. Физический труд и здоровье.

11. Как сохранить хорошее зрение.

12. Закаливание человека в разные сезоны.

13. Предупреждение травм и несчастных случаев.

14. Общее занятие об организме человека.

15. Скелет. Значение правильной осанки.

16. Питание человека. Роль витаминов для роста и развития человека. 17. Что такое внимание, память и как их развить.

18. Чем человек отличается от животного.

19. Дурные привычки.

20. Органы кровообращения.

21. Органы дыхания и их охрана.

В конце учебного года с детьми первого класса проведен повторный социологический опрос. Как же дети определяют понятие ЗОЖ?

- «Если хороший образ жизни, то и человек хороший».

- «Когда человек здоров - это хорошая жизнь, она радует»

- «Здоровье - это доброта, оно маленькое чудо».

- «Хорошее здоровье - это радость, смех, чистая природа»

- «Это хорошее отношение к своей жизни».

Ребята понимают, что их здоровье имеет ценность не только для него самого, но и для их близких. Вот как они высказываются об этом:

- «Нездоровый образ жизни - плохо для всей семьи».

- «Я пропустил много уроков по болезни, потому что не занимаюсь зарядкой; это плохо для всех».

- «Мальчик у нас во дворе курит, и у него теперь астма, а его мама плачет».

- «У меня здоровые и мама, и папа, а я их огорчаю своими болями».

- «Когда я здоров, то делаю любую работу по дому и радую маму».

Правильное питание - один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Учащиеся третьего класса ОУ видят рацион питания так:

- «Надо соблюдать диету».

- «Надо есть необходимые организму продукты».

- «Нужно есть хорошо, но знать меру».

- «Чтобы быть здоровым, надо есть много витаминов».

- «Надо есть овощи и фрукты».

А в рисунках ребят преобладают изображения коробок с соками –видимо, сказывается влияние рекламы продуктов по телевидению.

Итак, учащиеся считают, что они сами являются строителями своего здоровья, поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не иметь вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.

3. Социологический опрос родителей: « Отношение к своему здоровью»

Опрошено 149 родителей.

Анкетирование показало, что, хотя все родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального. По результатам анкетирования выявилось, что 45% отцов и матерей не имеют никаких заболеваний, 3% родителей имеют болезни, связанные с нервной системой; 17% соответственно страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы; 18% пищеварительной системы, 5% болезнями опорно-двигательного аппарата.

На вопрос «Как вы оцениваете своё состояние здоровья?» - ответы распределились следующим образом: 34% - родителей расценивают своё состояние здоровья как «хорошее», 49% - «удовлетворительное», 17% -соответственно «неудовлетворительное».

На вопрос «Как вы определяете понятие здоровье» - только 2% родителей дали исчерпывающий ответ, по мнению 58,3% - это просто отсутствие болезней, а 39, 7% - не смогли ответить на этот вопрос.

По мнению 42% родителей, болезни влияют на успехи в учёбе и работе, 10% -на психическое здоровье, 6% - на поведение, 11% - на взгляды, отношение к жизни и 31% - родителей ответили, что болезни влияют на все. Активная обращаемость за медицинской помощью в случаях заболевания учащихся отмечалась лишь 54%. Более 32% семей обращаются к медицинским работникам только при тяжёлых заболеваниях ребёнка. А 4% родителей вообще не обратится к врачу, а займётся самолечением. У 29% родителей знания по профилактике основных болезней недостаточны. Практически у 59% семей отсутствует медицинская литература. Как показывает проведенное исследование, только 45% родителей занимаются физическими упражнениями. Отправляясь на работу или по магазинам, 41% родителей предпочитают идти пешком. Большинство родителей предпочитают пассивный отдых – активному. На вопрос «Чем бы занялись в свободное время?» - родители ответили, 52% - почитаю и посмотрю телевизор; 32% - займусь домашними делами; 16% - прогуляюсь.

Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкеты «Отношение к своему здоровью» выявилось, что больше половины родителей мало уделяют необходимое внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, и не могут быть созидателями их здоровья. Но, так как семья ответственна за состояние генетического, физического, психического и социального здоровья детей, то она создает материально-бытовые и гигиенические условия для нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно - образовательные возможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому образу жизни влияют на состояние и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих. Главное же, чтобы слова родителей, их пример, а также оценки детского поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребенка понятия, «что такое хорошо» и «что такое плохо» как изначальное в выработке у него мотивов к здоровому образу жизни.

Однако во многих семьях, к сожалению, они не совпадают. Вот что пишут дети второго класса ОУ:

- «Мама мало спит, много работает».

- «Мои родители не занимаются зарядкой».

- «Папа много курит в комнате».

- «Мама курит, а папа пьет много пива».

- «Родители не занимаются спортом».

- «От наркотиков умер мой дядя».

- «Родители мало гуляют, а вечерами смотрят телевизор»

Социально-педагогическая помощь семье, (совместно с психологом, классным руководителем, воспитателями) заключалась:

• в содействии формированию ЗОЖ семьи, положительного семейного микроклимата;

• в обучении способам профилактики эмоциональных расстройств и

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»