Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Валеология

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


и конфликтов;

• в гуманизации семейных отношений.

Выработали примерную тематику валеологического просвещения родителей учащихся:

1. Роль семьи в воспитании здорового школьника. Валеологическая культура приготовления домашних заданий.

2. Отдых ребенка в школе и дома.

3. Основы рационального питания.

4. Предупреждение детской нервозности.

5. Предупреждение детского травматизма.

6. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.

7. Профилактика инфекционных болезней у школьников.

8. Личная гигиена младшего школьника

9. Роль семьи в адаптации ребенка к школе.

Организовали занятна в семейных клубах.

Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:

• анализ заболеваемости за предыдущий период времени;

• осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее обследование (заключение педиатра).

• анализ навыков детей по основным видам движений;

• анализ физического развития ребенка;

• анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Здоровье воспитанников – один из основных показателей работы ОУ. Состояние здоровья воспитанников оценили по результатам изучения внутришкольной и медицинской документации по различным направлениям.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Уч.

год Уровень физического развития уч-ся (в %) Уровень физической подготовленности Эмоциональное благополучие

(в %) Успешность обучения

Гар-мон. Дефицит

роста Дефицит

массы Избыт. роста Избыт.

массы Выс. Сред. Низ. Отл. Сред. Отриц. % успев. %

кач-ва

2003

2004 67 4 2 17 10 67 33 0 - - - 100 73

2004

2005 70 3 0 19 8 69 31 0 56 24 20 99 75

Отслеживание сформированности понимания младшими школьниками важности правильного питания и личной гигиены.

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

1 а 2а 2б 3а 3б 4

21 ч 18 ч 21 ч 23 ч 22 ч 24 ч 20 ч 22 ч 14 ч 19 ч 13 ч 20 ч

1 полугодие – выполняли работу 98 уч-ся.

2 полугодие – выполняли работу 106 уч-ся

Условные обозначения.

Уровень «валеологизации» учебного процесса (социально-педагогическая деятельность воспитателя г.п.д. по охране и укреплению здоровья детей) на конец 2001-2002 уч.года. валеологического занятия (экология урока)

1. Правильная организация занятия.

2. Преодоление утомления и закрепощения у детей.

3. Преодоление воздействия информационно-психологических факторов.

4. Преодоление комплекса факторов моторно-закрепощенной и статической позы.

5. Развивающие технологии.

6. Соблюдение режима школьных занятий.

Условные обозначения:

Без глубокого и постоянного приобщения к ней в условиях современного образа жизни и радикальных изменений жизненной среды, становится все менее вероятной сохранение долголетия и дееспособности. Физическая культура принадлежит к общечеловеческой культуре, но существуют весьма противоречивые толкования данного понятия. Типичным является подход к пониманию сущности физической культуры, при котором она рассматривается как средство совершенствования физических качеств человека (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев. Д.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.). По мнению Н.А.Понамарева, В.М.Выдрина, физическая культура «формирует сложное искусство движений и действий, не свойственных человеку как биологическому существу». К сожалению, в образовательных учреждениях движение не рассматривается как искусство и способ самовыражения ребенка, хотя М.С.Коган отмечает, что физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности.

В ряде других работ, раскрывающих связь физической культуры с валеологической деятельностью, она выступает фактором по преобразованию физического состояния человека (Б.В.Ефсафьев, Л.П.Матвеев и др.). По мнению Н.А.Понамарева и А.А.Гужаловского, именно это делает её социальной деятельностью, обеспечивающей готовность людей к жизни. Выдрнн В.М. же определяет ее как «творческую деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа, а также ее социально - значимые результаты».

Валеологическая культура человека позволяет ему органично вписываться в систему «человек- природа- общества» (В.К.Бальсевич, М.М.Бойко, С.С.Гуревич , И.В.Муравов и др.). Рассматривая ее под этим углом зрения позволяет обнаружить целостность души и тела человека и органичную связь с миром природы и людей. В данном случае физическая активность организма рассматривается как телесная, двигательная, материальная сущность и относится не только к психофизическому уровню, но и пронизывает все уровни структуры личности.

Двигательно-оздоровительные технологии, представленные Л.В.Абдульмановой в книге « Ребенок в мире культуры» ориентированы на сохранение детской жизни, здоровья, эмоционального и психологического благополучия. Оздоровительные технологии представлены группой методов:

• обеспечивающих ребенку познание своего тела как физического объекта;

• обеспечивающих ребенку познание своего тела как культурного явления;

• понимание ценности собственного здоровья;

• активно развивающие физическую культуру ребенка;

• двигательно-творческие, обеспечивающие возможность изменять посредством движения образ своего тела и двигательное пространство.

Предметом валеологии является здоровье здорового человека. Педагогическая валеология, развиваемая учёными Г.К.Зайцевым, В.В.Колбановым, В.В.Петленко, Л.Г.Татарниковой, выдвигает в качестве основной задачи сохранения и укрепление здоровья детей.

Н.К.Смирнов сформулировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в котором, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающнх условий в образовательном учреждении» (дальше ОУ).

ОУ (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди них:

• организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);

• методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

• психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);

• санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т. д.);

• двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);

• рациональное питание (меню и режим питания);

• медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

На комплексный и гуманитарный подход, по существу, опирается особое междисциплинарное научно-практическое направление – педагогика оздоровления. Педагогика оздоровления постепенно оформляется на стыке:

• возрастной физиологии,

• педиатрии;

• педагогики;

• психологии.

Одним из его зачинателей был российский ученый – педиатр и педагог Ю.Ф.Змановский. Вместе тем в его фундаменте - идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В.Ильенкова.

Отличительными чертами педагогики оздоровления, валеологической педагогики являются следующие:

1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.

2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.

4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Кратко прокомментируем каждую черту педагогики оздоровления.

1. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

• в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

• в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

• в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;

• в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

• в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»