Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


методы», использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм и др.).

Н.В. Борисова предлагает следующую классификацию методов активного обучения [ ].

А.А. Вербицкий омечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление. Он перечисляет [ ] возможное использование активных методов обучения на уроке – это:

1 Вхождение в содержание (должна носить проблемный характер для повышения познавательной активности учащихся);

2 Диагностика исходного уровня знаний (цель – систематизировать необходимые знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин, указать на имеющиеся недочеты и пробелы в знаниях для дальнейшего их усвоения);

3 Анализ конкретных ситуаций (состоит в изучении и принятии решений по ситуации). Конкретные ситуации часто классифицируют по учебной функции:

Ситуация – проблема, где необходимо выявить и сформулировать проблему;

Ситуация – оценка, где обучаемый должен определить, оценить правильность совершенного действия;

Ситуация – иллюстрация, которая подтверждает или отвергает некоторые теоретические положения или законы;

Ситуация – упражнение – когда обучающиеся должны выполнять практические действия с информацией или предметом;

4 Рефлексия – заключается в проведении самоанализа и анализа той ситуации, которая была задана.

Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой , качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда[ ].

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Заключение.

На современном этапе развития образования утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера. Это усиливает необходимость осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.

Нами были рассмотрены различные взгляды на сущность педагогической деятельности и выявлены основные требования к личности педагога. В литературе имеются противоположные мнения и требования к подготовке будущих учителей. Главное чтобы педагог обладал фундаментальным, широким знанием предмета преподавания, так утверждает А.И. Щербаков. Н.В. Кузьмина, А.Н. Митина, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков считают, что решение современных задач может осуществлять только педагог, умеющий работать с детской субъективностью.

Исходя из этого ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом ВУЗе следует считать формирование и развитие личности педагога.

Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь, культура педагогического мышления, основанного на глобальном теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидение результатов деятельности.

Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружено отсутствие активных методов развития их профессионального мышления.

Поэтому перед нами возникла задача разработать практикум по психологии обучения, так чтобы он отвечал требованиям активных методов. Для этого изучили понятие, выявили принципы активных методов обучения. Опираясь на эти знания, мы создали видеопрактикум.

Апробация и внедрение нашей работы осуществлялась на кафедре психологии НТГПИ, где было подтверждено то, что видеопрактикум действительно является активным методом формирования профессионального мышления студентов, т.к. целенаправленно активизирует их учебно-познавательную деятельность. Это достигается тем, что:

1. Занятия содержат такие записи уроков и подобранные к ним задания, которые позволяют обнажить механизм педагогического взаимодействия учителя и учащегося в образовательном процессе;

2. Видеозаписи подобраны по принципу противопоставления;

3. Структура занятий включает в себя в качестве обязательных компонентов:

- Подготовительный этап направленный на активизацию знаний по рассматриваемой проблеме;

- Увлекательный просмотр видеоматериалов;

- Заключительный этап с рефлексивным анализом и дискуссией по заданным вопросам.

Итак, при регулярном проведении таких видеопрактикумов создаются благоприятные условия для формирования рефлексии – ценного качества профессионального педагогического мышления.

Мы выражаем благодарность педагогам школ №№ 34, 43, 86 Апиненковой Е.В., Баженовой А.В., Добротворской А.К., Карасевой Г.С., Масленниковой О.Е., Мингазовой Т.В.,Мингалевой Е.Е., Некрасовой В.В., Скакун Т.В., Славновой С.В., Тиуновой Е.В., Чухаревой Г.Л. за проведенные ими уроки для создания видеоматериала и видеопрактикума.

Считаем, что дипломная работа представляет интерес для преподавателей факультета Педагогики и Методики Начального Образования, в первую очередь для кафедры психологии.

Эта работа «лишь» первые шаги по созданию видеопрактикумов по психологии обучения направленная на развитие профессионального рефлексивного мышления, положившая начало для дальнейших разработок исследований в этой области.

Литература.

1. «Актуальные проблемы развития образования города до 2000 года». (Материалы августовского совещания руководителей образовательных учреждений), Управление образования администрации города

Нижний Тагил, 27 августа, 1996г.-39с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2т., Т2,

М.: Педагогика, 1980г.-283с.

3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления, М.: Экономика, 1991.-415с

4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М: Педагогика, 1989.-558с.

5. Баранов С.П. Педагогика. Под ред. С.П.Баранова, Р.В. Воликова, В.А. Сластенина, М.: Просвещение, 1976.-346с

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Просвещение, 1989.-217с.

7. Бросалина Г.М. Инновационные методы обучения в вузе. Мурманск, 1993.-216с.

8. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика, М.: Мысль, 1970.-191с.

9. Вербитский А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М.: Высшая школа, 1991.-207с.

10. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе, М.: Просвещение, 1965.-172с.

11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии, Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.-560с.

12. Давыдов В.В. Виды общения в обучении, М.: Педагогика, 1972.-423с.

13. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии.//Психологический журнал, М.: Педагогика, 1981,№2,с.4-7.

14. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия.// Хрестоматия по возрастной психологии, М.: Педагогика, 1994.-364с.

15. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования, П.: Земля,1915.-434с.

16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990.-119с.

17. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя, Томск, 1976.-315с.

18. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых, М.: Педагогика, 1985.-196с.

19. Кулюткин Ю.Н., Сухотская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы, М.: Педагогика, 1981.-118с.

20. Кулюткина Ю.Н., Сухотская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций, М.: Педагогика, 1981.-118с.

21. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология, М.: Наука, 1960.-268с.

22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М.: Педагогика, 1989.-218с.

23. Маркелова В.А. Методы обучения, М.: Высшая школа, 1978.-237с.

24. Маркова А.К. Психология труда учителя, М.: Просвещение, 1993.-190с.

25. Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя// Школа и производство, М.: Наука, 1988,№12, с.6-9.

26. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М.: Педагогика,1972.-170с.

27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»