Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Влияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


желание учиться, проявлять инициативу, стремление к сотрудничеству, динамичность, готовность обсуждать собственные успехи и неудачи в учении. Наряду с этим, учащиеся нуждаются в целом ряде умений, которые необходимы для автономного учения: осознавать собственные потребности, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего труда. Очевидно, что степень сформированности перечисленных умений у различных учеников будет неодинаковой, что не помешает им при поддержке учителя и товарищей развиваться и совершенствоваться в автономном овладении предметом.

Организация автономного учения предполагает, что учитель обладает специальными знаниями и умениями. Учитель должен знать, какой уровень автономности с учетом его личных умений, опыта, отношений доступен ему самому; познавательные и эмоциональные характеристики учащихся, их умения и отношение к автономному учению. Учитель должен понимать принципы, лежащие в основе теории автономности учения, и особенности их реализации в практике преподавания. Учитель должен уметь направлять работу коллектива школьников, каждый из которых активно участвует в принятии решений. Кроме того, учитель должен уметь создавать учебные материалы для самостоятельной работы школьников, сотрудничая с другими учителями.

Назовем факторы, способствующие созданию благоприятных для автономного овладения иностранными языками условий:

1) Подход к овладению иностранными языками как процессу добывания знаний. Ученики строят гипотезы о законах функционирования языка и проверяют их, сравнивают значения соответствующих слов и особенности речевого этикета в родном и иностранном языках. Таким образом, школьники учатся учиться.

2) Создание в ходе учебного процесса ситуаций, которые ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать. Такие ситуации позволяют имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать ряд осознанных и интуитивных решений относительно содержания и формы высказывания для достижения коммуникативной цели.

3) Выделение учащемуся в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Ученик должен располагать временем, необходимым и достаточным для обдумывания и принятия решения, которое позволит ему успешно овладеть новым языковым явлением, ответить на вопрос учителя, понять текст.

4) Опора на педагогику сотрудничества. Автономное учение не исключает, а наоборот, предполагает сотрудничество учащихся в классе. Работая в малых группах или командах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Сотрудничая, школьники учатся работать без контроля со стороны учителя, но совместно с товарищами стремиться к единой самостоятельно выбранной цели.

Наличие перечисленных факторов является необходимым, но недостаточным условием организации автономного учения. Оно также предполагает создание для учащихся возможности обсудить конечные цели обучения, конкретные задачи каждого этапа и в рамках общих задач, решаемых классом или группой, отобрать свои специфические задачи, за решение которых они несут личную ответственность.

Очевидно, что такая организация работы требует соответствующих учебных материалов, адаптированных для самостоятельного изучения.

В ходе автономного учения школьник овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера: осознавать свои потребности и цели; планировать свой учебный процесс; отбирать необходимые материалы, а также способы и приемы учения; пользоваться различными видами учебных материалов; справляться с разнообразными заданиями; осмысливать и обсуждать ход и результаты, а также собственный стиль учения; взаимодействовать с учителем и товарищами. Учащиеся демонстрируют высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания. Они более уверены в себе, у них высокий уровень самооценки, а также степень доверия к учителю и одноклассникам.

Введение элементов автономии в учебный процесс должно осуществляться поэтапно и осторожно, наращиваться от класса к классу, а все изменения – соотноситься с возможностями и потребностями учащихся. Степень автономности каждого школьника будет различной в зависимости от особенностей его личности, которые должны быть осмыслены и учтены учителем, и самими учениками. Автономное обучение является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда школьники в большинстве случаев утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Для выпускников школы автономное учение может стать целью, реализовав которую они получат возможность самообразования в сфере иностранных языков.

Отдавая должное идее автономии учения, отметим, что целесообразной представляется та система обучения, которая носит смешанный характер. На начальном этапе доля учебного времени, отводимая на самостоятельное учение, не должна превышать одной трети. Учащиеся сами выбирают виды самостоятельной работы в соответствии со своими интересами и потребностями. Эта работа может носить игровой характер и выполняться в арах и небольших группах. Таким образом, уже на начальном этапе школьники учатся учиться и получать удовольствие от учения.

В заключении отметим, что идея автономного обучения продуктивна лишь при условии, что роль учителя как организатора обучения, важного источника сведений, партнера по общению, воспитателя не будет недооценена.

Выводы по второй главе.

Итак, мы рассмотрели основные направления формирования личности подростков в процессе обучения иностранному языку и можем с уверенностью сказать, что личностно – ориентированный подход в обучении иностранному языку оказывает прямое воздействие на личность учащегося. В процессе обучения иностранному языку школьник находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт с учителем и со своими одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей. Этические нормы, которыми пользуются учитель, товарищи, их взгляды, отношение к учебе, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы – все это воспринимается учащимся как общественные нормы, усваивается им и будет включено в структуру его поведения.

Ролевая игра также выступает как средство формирования личности подростка. Она обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Она способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

А самостоятельная работа оказывает большое влияние на формирование трудовых качеств, становление волевых качеств.

Глава 3. Организация опытной работы, ее результативность, критерии эффективности.

Проходя педагогическую практику в школе № 27 (в 6-х классах), мы поставили перед собой задачу: повысить уровень самостоятельной работы на уроках английского языка.

В процессе проведения экспериментов были использованы такие методы как:

Наблюдение – представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.

Сравнение – оно позволяет установить сходства и различия предметов и явлений действительности.

Анализ – это метод научного исследования путем разложения предмета на составные части.

Синтез – представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Эти методы были применены на всех этапах эксперимента, давая объективную оценку той или иной ситуации в данный момент времени.

В эксперименте мы использовали две группы: экспериментальная (6 «а» класс) и контрольная (6 «б» класс).

1-ая часть эксперимента.

Цель: выявить реальный уровень умения работать самостоятельно на уроках английского языка.

1). В начале эксперимента сразу было установлено, что в работе с экспериментальной группой будет вестись работа по повышению уровня самостоятельности.

Для выявления уровня самостоятельности ребятам было предложено задание при изучении темы «My Family» - «Нарисуй план» (см. Приложение 1).

Некоторые ребята с большим интересом выполняли эти задания.

Задания, предлагаемые учащимся, были выполнены. Мы увидели, что не все ребята с одинаковой активностью выполняли работу, поэтому мы выделили три уровня личной заинтересованности в самостоятельном выполнении заданий:

- Высокий уровень характеризуется наиболее активным и заинтересованным выполнением работы;

- Средний уровень, - выполнение задания без проявления особой активности и желания;

- Низкий уровень говорит о нежелании выполнять работу, - пассивности в проявлении самостоятельности.

Во время проведения данного эксперимента проводилось наблюдение за работой учащихся.

Мы оценили их. Получились такие результаты:

№ Имя, фамилия Оценка Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8 Руслан К.

Дима Х.

Миша В.

Оля З.

Марина В.

Оля К.

Наташа В.

Катя Т. 4

3

3

4

5

5

4

5 С

Н

Н

С

В

В

С

В

3 чел. –

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»