Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Влияние предметной деятельности на развитие детей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство образования РТ

Чистопольское педагогическое училище.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По психологии

на тему:

«Влияние

предметной деятельности на развитие ребенка раннего воз-раста»

м

Выполнила: студентка 3 «Г» курса

Мингалиева Л.С.

Проверила: Ахметова Г.Г.

Чистополь 2002

Оглавление

Глава 1. Теоретические основания исследования. Развитие

предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка 3

Глава 2. Проблемы раннего развития ребенка 7

1. Потенциальные возможности ребенка 8

2. Влияние раннего развития на дальнейший образ мыслей

и действий ребенка 9

3. Факторы, оказывающие благоприятное влияние на разви-тие личности ребенка 10

4. Принципы воспитания ребенка раннего возраста 12

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Глава 1. Теоретические основания ис-следования. Развитие пред-метной деятельности в раннем возрасте ребёнка

Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ре-бенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершен-ствования новых видов деятельности.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младен-чества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребе-нок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ре-бенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это де-лается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предме-тов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выпол-нения этих действий.

В возрасте от 1 г. до 3 лет зарождается сюжетно-ролевая игра. Пер-воначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл и превращаются в изображение настоящих дейст-вий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ро-лей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразитель-ной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение опреде-ленного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (ма-мы, воспитательницы и т.д.).

Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Снача-ла ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя сво-им именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только по-сле того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрос-лого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сю-жетно-ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте.

В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, кото-рые с полным основанием можно назвать произвольными. При пере-движении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ре-бенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять дей-ствия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ре-бенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере ри-сования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный пред-мет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственно-го рисунка.

Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.

В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ре-бенка.

Потребность в речевом общении развивается у ребенка через обще-ние со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в пред-метной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В об-щении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реаги-руют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регу-лировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и от-сроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приоб-ретением. Оно дает возможность использовать речь как основное сред-ство познания действительности.

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребен-ка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства про-исходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное вос-приятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второ-го года жизни не может определить точно форму, величину, цвет пред-мета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза призна-кам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере то-го, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.

Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и за-мечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоя-щей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщен-ность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, кото-рые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребен-ком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проде-лывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает на-глядно-образное мышление.

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специ-ального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явления-ми, которых он сам никогда не воспринимал.

Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запо-минание – результат пластичности нервной системы мозга, свойствен-ной всем детям этого возраста.

Глава 2. Проблемы раннего развития

1. Потенциальные возможности ребенка

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Ис-следования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ре-бенка – это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в пе-риод развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образова-ние, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышле-ным и добрым.

По мнению Ибуки, основная цель раннего развития – это предот-вратить появление несчастных детей. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И от того, что будет записано на этом листе, зави-сит, насколько одаренным будет ребенок.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее актив-но, - это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фрон-тальные доли» мозга. Такие зрелые способности, как мышление, по-требности, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они ис-пользуют базу, сформированную к этому возрасту.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходи-мо быть с ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родитель-ское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»