Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Влияние предметной деятельности на развитие детей

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ребенка в более позднем может по-губить в нем талант и вызвать сопротивление.

Ибука предполагает, что способность впитывать информацию го-раздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «пере-кормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впи-тывает знание, но, когда, чувствует, что переполнен отключается и пере-стает воспринимать новую информацию. Зачастую информации слиш-ком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

Вскоре приходит время, когда ребенок обретает способность при-нимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с жадностью воспринимает все, что ему интересно. Начи-нают развиваться и другие способности – он уже может желать что-то создавать, хотеть сделать; все они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.

Музыкальный слух, физические способности формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстети-ческого восприятия – сенсорная реакция.

2. Влияние раннего развития на дальнейший

образ мыслей

Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии родителей, пробу-ждая интерес к ней.

Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его раз-витие правильно стимулировалось на каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо ма-лышу, что ему интересно.

Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он нау-чился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно с легкостью. Сделать из него прекрасного фигу-риста.

Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет не-изгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны забо-титься о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната, лишен-ная стимуляторов, вредна для малыша», - считает М. Ибука. Профессор Уайт, занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные усло-вия, то это дает значительный эффект в формировании интеллекта. По-этому в детской обязательно должны быть цветастые обои, цветной по-толок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.

По мнению Ибуки, впечатления раннего детства определяют даль-нейший образ мыслей и действий ребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положитель-ными.

3. Факторы, оказывающие благоприятное

влияние на развитие личности ребенка

Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в боль-шей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука счита-ет, что ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители должны давать малышу слушать пра-вильную музыку, ведь он может запомнить и точно воспроизвести не-правильную мелодию.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но что гораздо важнее, - говорит Ибука, - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать его личность. Так, ре-бенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению Ибуки, принадлежит матери, от-цы должны быть друзьями и помощниками жене. Гармоничной атмо-сферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию между общественным и индивидуаль-ным. Достижение этого баланса во многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только на базе рано сформиро-ванного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей – зна-чит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя ло-гика. Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в со-циуме.

Ибука считает, что «злоба и зависть и ребенка – это выражение бес-силия». Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок выражает чувства эмоционально. Профессор Тошио Ямамит, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздра-жительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

2) голод или усталость;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и накопившаяся не-израсходованная энергия;

5) желание настоять на своем;

6) подражание раздражительным родителям.

Из этого списка видно, что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Родителям необходима твердость характера, чтобы отличить обоснован-ное требование от каприза, а недостаток такой разумной твердости кале-чит личность ребенка. Т.е. любое проявление характера у ребенка обяза-тельно имеет свои причины, цель родителей – устранить причину рас-стройства малыша, а не подавлять ее.

4. Принципы воспитания ребенка раннего

возраста

Ибука считает, что главное правило, которого необходимо придер-живаться при воспитании двух- и трехгодовалых детей, - это стимулиро-вание и стремление к порядку. Интерес – лучшее побуждение к дейст-вию. Принуждение – худший способ обучения. Например, если у ребен-ка возникает интерес к стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителей.

Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка – пробудить интерес. Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, ра-зожгите интерес к процессу письма.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.

Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Детский психолог Сеймиро Аоки специально исследовал образова-ние таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришел к вы-воду, что «хорошо» для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет по-ручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил пло-хо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда плохо. Способности ребенка будут развиваться на-столько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одно-му быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки не-обходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохра-нится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ре-бенка могут развиться в способности, но у него должен быть шанс раз-вить их.

Важным условием любого значительного достижения является ин-туиция. Она перекрывает все пять чувств и таким образом является са-мым древним и фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить и полагать-ся на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять разви-тие его инстинктов, не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств, развитие ее обостряет и все чувства.

Ибука

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»