←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Программа исследования
Для того, чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы выявили главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.
Объектом исследования явились дети 2, 3, 4 классов.
Предметом исследования явилась самооценка детей.
Задачи исследования:
1. Выбор методов исследования.
2. Изучение самооценки детей.
3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.
4. Анализ полученных результатов.
5. Обработка выводов и разработка рекомендаций.
Эксперимент проводился в городе Тирасполе, в средней школе №7.
Для проведения эксперимента были выбраны 2, 3, 4 классы. В эксперименте участвовало 45 человек.
2.2. Методы исследования
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
«Три оценки».
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
2.3. Результаты исследования методики
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели следующие исследования.
На I этапе мы выявили успешность обучения детей во 2, 3, 4 классах.
На II этапе мы выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО КЛАССА
№
п/п Фамилия, 2-в класс Русский язык (устно) Русский язык (письменно) Внеклассное чтение Математика Ознакомление с окружающей средой ИЗО Музыка Средний
балл
1. Ахромцев С. 4 3 4 3 3 3 4 3,4
2. Белова Н. 5 5 4 3 4 4 5 4,6
3. Дубинянская А. 5 5 5 5 4 5 5 4,8
4. Желез А. 4 3 3 4 4 4 5 3,8
5. Коваленко А. 4 4 4 4 4 4 4 4
6. Коваленко Л. 5 5 4 3 4 3 5 4,1
7. Коваль Ю. 4 4 4 3 4 4 5 4
8. Маковей И. 4 3 4 4 4 3 4 3,7
9. Пейков Г. 5 5 5 5 5 4 5 4,9
10. Сары Св. 4 4 3 3 4 3 5 3,7
11. Ханко Д. 3 3 3 3 3 3 4 3,1
12. Цуркан Э. 4 4 4 3 4 3 3 4,1
13. Чайникова И. 5 5 4 5 5 5 5 4,8
14. Рохвалов Р. 5 4 3 4 4 3 5 4
15. Ляхов Б. 4 4 4 3 4 3 5 3,8
Таблица 2.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО КЛАССА
№
п/п Фамилия, 3-в класс Русский язык (устно) Математика Природоведение ИЗО Музыка Физкультура Труд Поведение Средний балл
1. Беженарь А. 3 3 3 3 5 4 3 3 3,4
2. Бутук Т. 4 4 4 5 5 5 5 5 4,5
3. Даренских С. 4 3 4 4 5 5 5 4 4,3
4. Завязкин Ж. 4 4 4 5 5 5 5 5 4
5. Минапов И. 5 5 4 5 5 5 5 5 4,3
6. Михальская Л. 3 3 3 3 5 4 3 3 3,4
7. Михальская Я. 4 4 3 4 5 4 4 4 4
8. Майер В. 3 3 3 4 4 5 4 4 3,8
9. Машталер В. 5 4 4 4 5 5 4 4 4,4
10. Островская К. 4 4 4 4 4 5 4 4 4,1
11. Печерский В. 4 4 3 4 5 5 3 4 4
12. Родованов Д. 3 3 3 3 5 5 3 3 3,5
13. Светличный Э. 5 5 4 5 5 4 4 4 4,5
14. Тишков А. 3 3 3 4 5 4 4 4 3,7
15. Крыско Ж. 3 3 3 5 4 4 4 3 3,6
Таблица 3.
ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-ГО КЛАССА
№
п/п Фамилия, 4-б класс Чтение Русский язык Математика Природоведение Молдавский язык Физкультура Рисование Труд Пение Поведение Средний балл
1. Водомирский И. 4 4 4 5 4 4 5 5 3 4 4,2
2. Вуйков Н. 4 4 5 5 4 5 5 5 5 4 4,6
3. Голубева Т. 3 4 4 4 4 3 5 5 5 4 4,1
4. Дорошенко Д. 5 4 4 5 4 4 5 5 4 4 4,4
5. Кондарар Н. 3 3 3 3 5 4 4 5 4 4 3,8
6. Каракаш В. 4 3 5 3 4 4 4 4 5 3 3,9
7. Ларчук А. 4 3 4 5 3 4 4 5 5 3 4,0
8. Лупан А. 3 3 4 4 3 4 3 4 5 4 3,7
9. Маковей Е. 5 4 4 5 5 4 4 5 5 5 4,6
10. Мельник А. 5 4 4 5 4 4 5 5 5 5 4,6
11. Нечипорук Д. 5 4 4 5 4 4 4 5 5 4 4,4
12. Портас О. 3 3 3 4 3 5 4 5 4 5 3,9
13. Руснак Л. 3 3 3 3 3 5 4 4 5 4 3,7
14. Шадурская Е. 4 4 3 4 4 5 5 5 5 4 4,3
15. Чеботарь И. 3 3 3 4 3 5 5 5 5 4 4,0
Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.
К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.
К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограмм.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК ВО 2-ОМ КЛАССЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК В 3-ОМ КЛАССЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОК В 4-ОМ КЛАССЕ
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблицах 4, 5, 6.
Таблица 4.
САМООЦЕНКА УЧЕНИКОВ 2-ГО КЛАССА
№
п/п Фамилия, 2-в класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Ахромцев С. 4 3 Заниженная
2. Белова Н. 4 5 Завышенная
3. Дубинянская А. 5 4 Заниженная
4. Желез А. 3 4 Завышенная
5. Коваленко А. 4 5 Завышенная
6. Коваленко Л. 4 5 Завышенная
7. Коваль Ю. 4 5 Завышенная
8. Маковей И. 4 5 Завышенная
9. Пейков Г. 4 5 Завышенная
10. Сары С. 4 5 Завышенная
11. Ханко Д. 4 5 Завышенная
12. Цуркан Э. 5 4 Заниженная
13. Чайникова И. 4 5 Завышенная
14. Рохвалов Р. 4 4 Адекватная
15. Ляхов Б. 4 4 Адекватная
Таблица 5.
САМООЦЕНКА УЧЕНИКОВ 3-ГО КЛАССА
№
п/п Фамилия, 3-в класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Беженарь А. 2 3 Завышенная
2. Бутук Т. 3 3 Адекватная
3. Даренских С. 3 4 Завышенная
4. Завязкин Ж. 3 3 Адекватная
5. Минапов И. 4 4 Адекватная
6. Михальская Л. 3 3 Адекватная
7. Михальская Я. 4 3 Заниженная
8. Майер В. 3 3 Адекватная
9. Машталер В. 5 4 Заниженная
10. Островская К. 4 3 Заниженная
11. Печерский В. 5 4 Заниженная
12. Родованов Д. 3 3 Адекватная
13. Светличный Э. 3 3 Адекватная
14. Тишков А. 3 4 Завышенная
15. Крыско Ж. 4 4 Адекватная
Таблица 6.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|