←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
министерство образования российской федерации
пермский государственный педагогический университет
факультет музыки
кафедра музыковедения и музыкальной педагогики
Ф.И.О.
студент № группы
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ К.ДЕБЮССИ И
М. РАВЕЛЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
дипломная работа
научный руководитель -
ст. преп., канд. иск-я
Ф.И.О.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава I. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.
1. Импрессионизм и теория музыкального стиля.
2. Импрессионизм. Суть понятия.
3. Сравнительная характеристика стилей К.Дебюсси и М.Равеля.
Глава II. Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике му-
зыкального образования.
1. Обзор учебных программ.
2. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси и М.Равеля.
Глава III. Некоторые результаты самостоятельной опытной работы.
1. Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочине-
ниями К.Дебюсси и М.Равеля.
2. Уроки, формирующие общее представление о художественном направле-
нии импрессионизм.
Заключение.
Литература.
Нотные примеры.
ВВЕДЕНИЕ
_Актуальность темы . в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти
не осуществляется. Между тем, сочинения композиторов импрессионисти¬ческого направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живопис¬но-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно за¬действованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь вни¬мание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных тече¬ний в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фанта¬зию.
Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и деталь¬ное полное раскрытие его школьниками не является обязательным. Но об¬салютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, пос¬кольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому сопри¬косновение с музыкальным импрессионизмом, хотябы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым.
Нельзя сказать, что сочинения импрессионистов совершенно не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так, в программе Ю.Б.Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений. Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени: во-вторых, круг предложенных произведений, на наш взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д.Б.Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания в средних классах. Темы, в аспекте которых рассматриваются произведения К.Дебюсси и М.Равеля не выстраиваются в единую систему. Безусловно всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля, что является одной из задач авторской Прог¬раммы. Обращает на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н.А.Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учени¬ков с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусс¬тва.
Ни в одной из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории, а ведь именно они в первую очередь могли бы быть использованы - причем не только для характеристики имп-
рессионистического стиля в рамках цикла занятий, посвященных одной обопщающей теме, вполне возможно их органичное включение в самые раз¬нообразные темы школьной программы.
Учебно-методических разработок, которые бы непосредственно каса¬лись освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в школе практически нет. Нам удалось познакомиться только с одной работой по¬добного рода - методическим пособием Е.Е.Абрагиной "Музыка К.Дебюсси в художественном постижении мира школьниками"(1).
Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной рабо¬ты: "Детская фортепианная музыка К.Дебюсси и М.Равеля в практике музы¬кального образования".
_Цель . настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы используя музыку К.Дебюсси и М.Равеля в опытной работе по музыкальному воспита-
нию детей, показать целесообразность ее введения в школьную программу
в большом обьеме.
_Объект . исследования - ученики 6-7 классов школы N 7 г.Перми (с углубленным изучением иностранных языков).
_Предмет . исследования - музыка К.Дебюсси и М.Равеля (в особенности их детские фортепианные произведения).
_Задачи . исследования:
1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе музыкальных историко-художественных стилей.
2. Выявление сущности течения "импрессионизм" и особенностей воплоще-
ния его эстетики в музыке (на примере творчества К.Дебюсси и М.Равеля).
3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К.Дебюсси ("Детский уго¬лок") и М.Равеля ("Моя матушка гусыня").
4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для об¬щеобразовательной школы и методической литературы, посвященной зна¬комству школьников с сочинениями импрессионистов.
5. Проверка путем опытной работы своих теоритических предположений о необходимости расширения круга произведений К.Дебюсси и М.Равеля, изучаемых в условиях программ по музыке для общеобразовательных школ.
_Методы . исследования: поиск, анализ и обопщение литературы по дан¬ному вопросу: музыкально-теоритический анализ произведений композито¬ров-импрессионистов,: опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину.
Творчество К.Дебюсси и М.Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке. Ва¬рианты знакомства с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х прог¬рамм, по которым работают школьные учителя музыки (Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева, Д.Б.Кабалевского), на наш взгляд, могли бы быть более уг¬лубленными и результативными. Поэтому _новизна . нашей работы заключается: 1) в попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрес¬сионизма в музыке,
2) в показе возможных вариантов включения этого материала в школьную программу.
_Практическая значимость . нашей работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы надеемся получить, будут способствовать более активному обращению к музыке К.Дебюсси и М.Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе.
Те материалы и выводы, к которым мы приходим могут оказаться по-
лезными для школьной практике преподавания.
_Гипотеза .. Представление о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь в процессе постепенного приобщения учеников к этому искусству. Первая ступень в его постижении
- знакомство с фортепианными сочинениями К.Дебюсси и М.Равеля для де¬тей. Оно составляет некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов.
Глава 1. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.
1. ИМПРЕССИОНИЗМ И ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ.
_Стиль . - одна из важнейших категорий искусствознания. В совокупнос¬ти с понятием художественного метода она выражает единство содержания
и формы в искусстве, единство их созидания.
_Смысл понятия стиль . многозначен и подвижен. Еще И.В.Гёте писал, что само слово "стиль" относится к тем, которыми хотя уже давно поль¬зуются и они и они как будто определены теоритическими сочинениями, всякий употребляет их в особом смысле, смотря по тому, насколько он постиг смысл, выраженный в слове. Таким образом Гёте подметил, что по¬нятию стиля свойственны разнообразные, многочисленные оттенки значе¬ния. Они характеризуют его и в наши дни, что связано со многими причи¬нами: отчасти с недостаточно четким отграничением стиля от смежных с
ним категорий (таких, как художественный метод и жанр), отчасти - со специфическими особенностями каждого из видов искусства. Например, в литературоведении термин "стиль" относится обычно к творчеству отдель¬ных писателей. В архитектуре понятие стиля используют только примени¬тельно к определенной эпохе того или иного исторического периода. В эстетике понятие стиля отличается более обопщенным характером. Оно указывает на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения искусства, диалектическое соотношение традиционного и на¬ваторского в индивидуальном языке автора.
История _понятия стиля в музыке . начинается приблизительно с XVIII века. Его толкования содержатся в первых музыкально-терминологических словарях. Так по определению Ж.-Ж.Руссо ("Музыкальный сло¬варь",1768г.), стиль есть "отличительный характер композиции или ис¬полнения", причем "этот характер значительно изменяется в зависимости
от страны, национального вкуса, одаренности авторов в соответствии с содержанием, местом, временем, темой и т.д." (цит.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|