Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Воспитание детей раннего возраста

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Глава 7.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое¬временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного

развития.

Для физического и нервно-психического развития детей пер¬вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер¬вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют¬ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличива¬ется до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго¬приятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо¬левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран¬нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи¬ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен¬ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж¬ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об¬щем самочувствии — они становятся раздражительными и вялы¬ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво¬стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе¬ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

120

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла¬дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень¬кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю¬щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовывать¬ся с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосатель¬ный — на положение для кормления. Раннее образование услов¬ных рефлексов является убедительным, физиологически обосно¬ванным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при¬вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы¬пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по¬требность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок¬ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи¬вается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо¬таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста ре¬жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз¬ных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-

121

гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз¬влечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоя¬тельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зави¬сит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умствен¬ное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержа¬ние, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей'.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыка¬ния (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспита¬тельных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Глава 8.

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рацио¬нальном вскармливании и воспитании он интенсивно развивает¬ся. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором —400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см. К концу года вес его составляет Ю—10,5 кг, а рост—74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значи¬тельно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин в первый месяц жизни до 3,5 ч к кон¬цу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося ма¬лыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 мес., (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 мес., от 5—6 до 9—10 мес., и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой.-

181 г Ч

М., 1981, с. 7. (22

последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития. В первые три месяца жизни ведущими, опреде¬ляющими развитие ребенка являются зритель¬ные, слуховые и эмоциональные реакции. Они дают возможность формировать активное бодр¬ствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширя¬ют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движения. Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физио¬логические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Период от рождения до 2,5—3 месяцев

Ребенок рождается с готовой системой безусловных .рефлек¬сов, которые частично обеспечивают его приспособление к внеш¬ней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др. Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и рото¬вой полости, в умении глотать и т. д. Основные рефлексы зри¬тельного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках. Врожден¬ными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается. У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствовани¬ем: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он со¬вершает импульсивные движения. Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели раз¬виты недостаточно.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора. В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсут¬ствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточивать¬ся на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция — способность сво¬дить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2—3 мес. дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»