Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Диагностика одаренности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА:

ДИАГНОСТИКА

ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

ВЫПОЛНИЛА:

ПРОВЕРИЛ:

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

I. МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

II. КАК ОЧЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?

III. ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.

IV. НАСКОЛЬКО ОБЪЕКТИВНЫ КРИТЕРИИ ОДАРЕННОСТИ?

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время не существует четких определе¬ний одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь ос¬новывалось на допущении, что каждый индивид облада¬ет определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психомет¬рии была разработка надежных инструментов для из¬мерения степени развития тех или иных индиви¬дуальных свойств или способностей (Riegel, 1979). Фун¬даментальное исследование Термена (1959), доказав¬шее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине и валидность самой этой шкалы измерения, привело к тому, что интеллект стал рассматри¬ваться как главный показатель одаренности. Как спра¬ведливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью со¬ответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности».

В последние годы рабочим определением одаренно¬сти и талантливости стала формула, предложенная От¬делом образования США (Marland, 1972). Формула эта признает, что индивид может отличаться функциональ¬ными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики. Такое широкое опре¬деление явилось полезным в качестве основы для раз¬работки методов поиска и выявления одаренных и та¬лантливых дошкольников среди детей с сенсорными или физическими недостатками (Karnes and Associates, 1978). Тем не менее, Рензулли (1978) выступил с крити¬кой определения, данного Отделом образования США. Он отметил, что в этой формуле смешиваются процес¬сы разного уровня — то есть интеллектуальные, твор¬ческие и лидерские способности—с их конкретной ре¬ализацией в художественной сфере или в общении. Рен¬зулли также указал, что одно из важнейших свойств индивида — мотивация — осталось вне рамок этого определения.

I. МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Существует два основных подхода к процессу уста¬новления одаренности. Первый основывается на систе¬ме единой оценки, второй — на комплексной. Тради¬ционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается тради¬ционному тестированию только после того, как успеш¬но преодолеет этап предварительного отбора.

Система комплексной оценки

В последние годы в соответствии с некоторыми про¬граммами одаренные дети выявлялись на основе ком¬плексной оценки. Примером такого подхода является «резервуарная модель» Гауэна (1975). На основании множественных оценочных процедур, в том числе ре¬зультатов группового тестирования, рекомендаций классного руководителя, очерчивается круг кандида¬тов. Ребенок должен либо показать высокие результа¬ты в любых трех (из четырех) видах оценки, либо на¬брать определенную квалификационную сумму бал¬лов по шкале Станфорд-Бине, при этом учитывается и мнение отборочной комиссии. Модель Гауэна разра¬ботана для детей школьного возраста, но легко может быть приспособлена и к нуждам дошкольников.

Проект „RAPYHT" в университете штата Илли¬нойс использует один из вариантов комплексной диаг¬ностики одаренных. В проекте „RAPYHT" применяет¬ся серия опросных листов для определения талантливо¬сти. Они заполняются учителем и родителями на каж¬дого ученика. Отдельные опросные листы существуют для определения способностей ребенка в каждой из сле¬дующих областей: творчество, естествознание, матема¬тика, чтение, музыка, общественная активность (лидерство), искусство и двигательная сфера (психомоторика). В случае, если оценка ребенка педагогом или родителя¬ми превышает определенный уровень по одному из оп¬росных листов, ребенок зачисляется в число кандида¬тов для включения в программу „RAPYHT". Таким образом, для отбора одаренных дошкольников исполь¬зуются два существенно различных источника инфор¬мации— учителя и родители. С целью проверки дан¬ных, указанных в опросных листах, все предварительно отобранные дети привлекаются к специально организо¬ванным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если дети обнаруживают адекватный уровень, по меньшей мере в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнитель¬ную программу. В отношении детей с серьезными фи¬зическими или сенсорными недостатками принимаются во внимание и данные дополнительных стандартизи¬рованных тестов с тем, чтобы определить, насколько программа „RAPYHT" может быть им полезной.

Поскольку методика многомерной оценки может использоваться для определения широкого спектра способностей и опирается на различные источники ин¬формации о поведении ребенка, она имеет серьезное преимущество перед другими в том, что увеличивает вероятность включения в специальные программы де¬тей из различных этнических, расовых и социоэкономических слоев общества.

Отдавая себе отчет в преимуществах комплексной оценки, важно помнить, что искомые характеристики, способы и критерии отбора должны быть подчинены достижению реального соответствия предлагаемой специальной программы потребностям и способностям детей, отобранных для участия в ней.

II. КАК ОЦЕНИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА?

В связи с теоретическим и практическим расшире¬нием понятия «одаренный ребенок» и проблемой распо¬знавания одаренных и талантливых детей в самых раз¬ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае¬мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите¬лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей—достаточно продолжительный процесс, связан¬ный с динамикой их развития, и его эффективное осу¬ществление невозможно посредством какой-либо одно¬разовой процедуры тестирования.

В этом разделе мы рассмотрим такие методы выяв¬ления одаренных детей, как стандартизированные те¬сты, оценочные шкалы, систематизированные наблю¬дения, критериально-ориентированные тесты и некото¬рые другие.

Стандартизированные методы измерения интеллекта

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Тесты могут быть направлены на определение как вербальных, так и невербальных способностей. Сле¬дует отметить, что наибольшим предпочтением пользуются методы, которые позволяют определить уровень когнитивного и речевого развития ребенка. В данном случае по сумме контрольных или квалифи¬кационных баллов выделяется 7% наиболее способ¬ных дошкольников из среды их сверстников.

Шкала интеллекта Станфорд-Бине (Terman and Merrill, 1973)

Шкала Станфорд-Бине является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных спо¬собностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. В принципе, в заданиях теста делается упор на вербальную сферу, однако вместе с тем многие задания для младшего возраста требуют точных двига¬тельных реакций. Этот тест позволяет определить ум¬ственный возраст испытуемого (МА) и IQ . Измери¬тельная система шкалы Станфорд-Бине предполагает, что, для того чтобы квалифицировать ребенка как ода¬ренного, его IQ должен составить 124 балла или выше. Следует добавить, что существуют методики, позво¬ляющие проанализировать оценки мыслительных спо¬собностей детей, полученные по системе Станфорд-Бине, исходя из модели структуры интеллекта, разра¬ботанной Гилфордом (Landig and Naumann, 1978; Tuc¬ker, 1972).

Векслеровская шкала

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»