Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Диагностика школьника

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА

ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

ВЫПОЛНИЛА:

ПРОВЕРИЛ:

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

I. ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ ТРУДНОСТИ

II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И МЕХАНИЗМЫ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

III. ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

IV. ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематическо¬го обучения привело к росту числа детей, не способных без особого на¬пряжения адаптироваться к учеб¬ным нагрузкам. По данным Инсти¬тута возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников.

В качестве причин нарушения про¬цесса адаптации и появления школь¬ных проблем выделяют две группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К экзогенным факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ре¬бенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы. Неблагоприятные социальные и экономические условия также являют¬ся факторами, отрицательно влияю¬щими на рост, развитие и здоровье ребенка.

Комплекс школьных факторов рис¬ка (педагогических факторов) оказы¬вает существенное влияние не только на успешность и эффективность про¬цесса обучения, но и на рост, разви¬тие и здоровье. К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

• стрессовая тактика педагогичес¬ких воздействий;

• чрезмерная интенсификация учебного процесса;

• несоответствие методик и тех¬нологий возрастным и функциональ¬ным возможностям детей;

• нерациональная организация учебного процесса.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных фак¬торов риска определяется тем, что они действуют комплексно, система¬тически и длительно (в течение 10-11 лет) в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воз¬действиям.

К числу эндогенных факторов, как правило, относят: генетические влияния, нарушения в раннем пе¬риоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зре¬лости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются так на¬зываемые «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних, и внутренних факторов.

Особое значение в развитии школь¬ных трудностей имеют уровень и осо-

бенности психического развития ре¬бенка, психологическая готовность к школе и т. п. Однако мы будем рассматривать эти вопросы только в тех случаях, когда этого требует изложение материала.

I. ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом система¬тического обучения и приводят к выраженному функциональному на¬пряжению, отклонениям в состоя¬нии здоровья, нарушению социаль¬но-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Трудности обучения многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, достигается огромным напряжением чрезвычайно высокой функцио¬нальной ценой, а нередко и ценой здо¬ровья. Сложность и в том, что имен¬но эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов не сразу проявляется. Роди¬тели же считают, что поводом ухуд¬шения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные на¬грузки, не перенапряжение, не ежед¬невные микрострессы от неудач и недовольства взрослых. Неуспевае¬мость - это, как правило, уже ре¬зультат фактического снижения эффективности обучения и тех труд¬ностей, которые вовремя не были выявлены, скомпенсированы, кото¬рые не корригировались вообще или работа по коррекции проводилась неправильно. Результатом невнимания к школьным трудностям явля¬ется, как правило, нарушение состо¬яния здоровья и особенно нервно-психической сферы.

В школьной практике причинно-следственные связи часто просто ме¬няются местами: корригируется не причина трудностей, (она чаще все¬го остается невыявленной), а пред¬принимаются безуспешные попытки ликвидировать неудовлетворитель¬ный результат обучения.

Вот простой, но достаточно пока¬зательный пример. У первоклассни¬ка - выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотноше¬ние элементов, отмечается зеркаль¬ное выполнение некоторых букв, причем домашние работы, как пра¬вило, выполнены лучше, чем клас¬сные, диктанты практически не пишет, есть ошибки). Этот пример в качестве задачи для выбора коррекционных мер был предложен от¬дельной группе учителей начальных классов и школьных психологов. По¬давляющее большинство педагогов в качестве основной меры ликвидации трудностей предложили усиленную тренировку, упражнения, «может же, когда хочет» (домашние работы выполнены лучше). Психологи были солидарны - повысить мотивацию, «чтобы старался». Никто не обратил внимания на характеры нарушений, свидетельствующие о явном наруше¬нии зрительно- пространственного восприятия, требующего специаль¬ной коррекции. Никто не поинтере¬совался индивидуальным темпом де¬ятельности ребенка и общим темпом деятельности на уроке. Анализ же показал, что именно это было главной причиной, из-за которой ухуд¬шилось качество классных работ и практически не по силам был любой диктант: медленный темп, помно¬женный на тревожность от ожидае¬мой неудачи, всегда давал неудовлет¬ворительный результат. Ситуация осложнялась и такой незначитель¬ной на первый взгляд причиной -ребенок неправильно держал ручку. Это сковывало движения и в сочета¬нии с трудностями зрительно-про¬странственного восприятия приводи¬ло к быстрому утомлению и резкому ухудшению качества письма.

Итак, нарушение письма - это следствие комплекса причин, лежа¬щих в основе трудностей. На началь¬ном этапе обучения эти трудности - еще не «неуспеваемость», но при от¬сутствии адекватной помощи они действительно перерастают в неуспе¬ваемость.

В научных исследованиях нет еди¬ной концепции возникновения и раз¬вития школьных трудностей, не существует и единых терминологи¬ческих обозначений трудностей обу¬чения и нарушений процессов пись¬ма, чтения, счета и других видов учебной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что происхождение, причины, механизмы и проявления трудностей обучения в начальной школе столь многообразны и комп¬лексны, что порой не удается разде¬лить их, выделить ведущие, опре¬делить главные, четко разделить и дифференцировать трудности пись¬ма, чтения, математики.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетической предрасполо¬женности до социальной депривации. Их нельзя считать ни до конца понятными, ни до конца изученны¬ми, но их нельзя не знать, невозмож¬но не учитывать при работе педагога с ребенком.

На разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения меняются факторы, занимающие ведущее ме¬сто в структуре причин, вызывающих школьные проблемы. Так, в крити¬ческие периоды (начало обучения, период полового созревания) наибо¬лее значимыми являются физиоло¬гические, психофизиологические, состояние здоровья, в остальные-более значимы психологические, со¬циальные причины и т.п.

Практика современной школы в последние годы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с нарастающим ухудшением здоровья учащихся. По последним данным, более 90 % детей в России имеют раз¬личные отклонения в состоянии здо¬ровья. Прямым следствием этого можно считать и увеличение числа детей, испытывающих трудности обучения. Болезнь ослабляет ребен¬ка, ухудшает состояние его нерв¬ной системы. Доказано, что ослабленные, часто болеющие дети, как правило, имеют низкую неустойчи¬вую работоспособность, повышенную утомляемость, они не могут сосредо¬точиться на выполнении задания, лег¬ко отвлекаются, что неизбежно ведет к целому комплексу трудностей в обучении, особенно на начальном эта¬пе. Частый пропуск занятий усугуб¬ляет ситуацию, а попытки догнать пропущенное, когда ребенок еще не оправился от болезни, не улучшают здоровье. Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к раз¬личным неблагоприятным воздей¬ствиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоцио¬нальные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционально¬го состояния нервной системы ребен¬ка и также привести к ухудшению его психического здоровья. Недоста¬точность психических процессов, которая характерна

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»