Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Домашняя учебная работа учащегося

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

1. Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями. Специальные исследо¬вания показывают, что проблема повышения эффектив¬ности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществ¬ляющих обучение без домашних заданий, и ставится воп¬рос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не при¬носят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна¬ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен¬ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их после¬дующее повторение, то есть рассредоточенное усвое¬ние, что также требует организации их домашней учеб¬ной работы. Не менее важное значение имеет она также для вос¬питания учащихся, поскольку способствует формирова¬нию у них прилежания, самостоятельности, служит сред¬ством разумной и содержательной организации внешколь¬ного времени. Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: Уроки на дом имеют большое значение. Правильно орга¬низованные, они придают к самостоятельной работе, вос¬питывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа школьни¬ков является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. В чем же заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его приме¬нению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характери¬зуется двумя основными признаками — наличием учеб¬ного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.

б) выполнение устных упражнений (придумывание при¬меров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хроно¬логической таблицы по истории и т.д.).

в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физи¬ке и другим предметам.

г) выполнение творческих работ по литературе.

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.

е) проведение наблюде¬ний по биологии, географии, физике.

ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо ус¬певающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предуп¬реждающая перегрузку учащихся. В частности, в 1-м классе их выполнение не должно занимать более 1 часа, во 2-м - 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в 5-6-м классах – 2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в 9-11-м классах – 3,5 часов.

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существен¬ные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, свя¬занного с выполнением домашних заданий. Это приво¬дит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многи¬ми школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допус¬кают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая суще¬ствует между теоретическим материалом и практически¬ми упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не толь¬ко большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о не¬обходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения. Какие же проблемы в этой связи встают перед школой? Первая заключается в том, чтобы и учителя, и учащиеся хорошо осмыслили систе¬му тех правил и требований, которые предъявляются к домашней учебной работе. Вторая относится к внедре¬нию этих правил в практику выполнения домашних заданий школьниками. Остановимся на освещении этих проблем.

3. Правила домашней учебной работы школьников. Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включают в себя соблю¬дение и выполнение ряда правил и требований, основы¬вающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу¬чаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил: Первое: Учащимся необходимо знать, что процесс ос¬мысления и усвоения знаний должен носить рассредото¬ченный характер. Это значит, что для всестороннего ос¬мысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один "присест", а об¬ращаться к их изучению несколько раз в течение некото¬рого времени. Только при этом условии в памяти оста¬ется "глубоко проторенный след", а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н.Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были по¬лучены в процессе экспериментальной работы во 2, 4 и 6-м классах.

Для запоминания давался Отрывок из стихотворения, однако, одна группа ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применяли прием концентриро¬ванного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуж¬дались в подсказке гораздо реже. Второе: Домашние задания необходимо вьполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологичес¬кими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 ли¬шенных смысла слов и не требовал в дальнейшем повто¬рять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа — только 28%. Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. И.П.Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и лег¬ко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следователь¬но, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выпол¬нять домашние задания в день их получения. Например, если урок истории или геометрии в 7-м клас¬се был в понедельник, а следующий - в пятницу, то, есте¬ственно, учить материал надо не в четверг, а в понедель¬ник. Это, однако, не исключает необходимости повторе¬ния и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий. Данное положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой — нака¬нуне следующего урока по этим предметам (четверг). Тексты идентичные. Число повторений и условия подго¬товки - одинаковы. Полученные при этом результаты показали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжитель¬ное время, хотя на следующем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим по¬вторением накануне очередного урока. Третье: Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»