Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Комплекс упражнений для детей дислаликов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

Построить забор

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на вер¬хние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и подни¬мать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперед. Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубоч¬кой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытяги¬вании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находя¬щейся на расстоянии 1,5 — 2 см от губ) и взять ее губами.

Первый комплекс

(для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются слож¬ные и точные движения языка, в которых участвуют кон¬чик языка (находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (ед¬ва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длитель¬но дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует по¬дворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передник край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна на¬тягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3 Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за ниж¬ними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть poт и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх Методические указания. 1. Губы неподвижны, находят¬ся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из сто¬роны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Второй комплекс

(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воз¬душная струя идет посередине языка. Выработке необходи¬мых движений языка и воздушной струи способствуют сле¬дующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем язы¬ка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на ниж¬нюю губу. На самый край языка положить тоненький кусо¬чек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхни¬ми зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поста¬вить чистый указательный палец ребенка сбоку между ко¬ренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Вы¬полнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не долж¬на опускаться. 3. При повторении упражнения надо от¬крывать рот шире.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы¬ком сверху, вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсажи¬вала» язык наверх — она должна быть неподвижной (мож¬но придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широ¬ким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упраж¬нение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет рас¬пластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завер¬нуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязыч¬ную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыб¬ки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда от¬крывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и за¬крывать рот, удерживая его

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»