Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Компьютер в детском саду

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Компьютер в детском саду.

Компьютеризация школьного обра¬зования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на за¬нятиях в детских садах только начи¬нается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со сто¬роны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследо¬вания, проведенные в школах, показа¬ли, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуют¬ся школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изобра¬жения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находит¬ся в состоянии интенсивного разви¬тия. Именно в возрасте 5—6 лет фор¬мируется нормальная рефракция гла¬за, происходит переход физиологиче¬ской дальнозоркой рефракции в нор¬мальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соот¬ветствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напря¬женная длительная зрительная рабо¬та на близком расстоянии, нераз¬борчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, фор¬мируется произвольное внимание и мно¬гие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здо¬ровье.

С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ фи¬зиологии детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием здоровья и работоспособ¬ности детей шести лет одного из дет¬ских садов Москвы, в учебно-воспита¬тельном процессе которого использо¬вался компьютерно-игровой комплекс (КИК) «Электроник». В сосстав КИК входит ЭВМ БК 0010 с видеотерми¬налом цветного изображения. Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале. Содержание про¬граммного обеспечения занятий раз¬работано НИИ дошкольного воспита¬ния АПН СССР. Анализ используемых игровых программ показал, что все они соответствовали возрастным возможно¬стям детей.

Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функцио¬нальное состояние зрительного анали¬затора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособ¬ность. В процессе игровой деятельности проводились хронометражные наблюде¬ния за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспо¬собности в течение всего дня пре¬бывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного об¬щения дошкольников с экраном дис¬плея во время занятий высока и со¬ставляет 78—82 %. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минут¬ных занятий с компьютером. Продол¬жительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных измене¬ний в организме детей: функциональ¬ное состояние ЦНС и зрительного ана¬лизатора практически не изменялось. При 10-минутной игре внешние призна¬ки утомления (двигательное беспокой¬ство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры — на последней минуте. Однако

были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 % случаев) и отмечено ухудше¬ние показателей состояния аккомода¬ционного аппарата глаза (в 20 % слу¬чаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игро¬вых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система гла¬за, обеспечивающая четкое рассматри¬вание предметов на близком расстоя¬нии, Это может привести к развитию близорукости.

При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й минутах появлялось двигательное бес¬покойство, которое нарастало и усили¬валось к концу занятия. Увеличива¬лось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровожда¬лось снижением функциональных воз¬можностей зрительного анализатора и ЦНС,

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых заня¬тий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмеча¬лись преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижал¬ся уровень умственной работоспособ¬ности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина от¬мечалась и в понедельник. Таким об¬разом, в качестве наиболее благоприят¬ных дней для проведения занятий с ком¬пьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы втор¬ник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей зна¬чительно утомлялись.

Выраженное утомление диагностиро¬валось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, от¬веденный для прогулки.

Для поддержания устойчивого уров¬ня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют усло¬вия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответ¬ственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необ¬ходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев исполь¬зовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было заня¬тий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпенди¬кулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное рас¬стояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недо¬пустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изо¬бражения на экране.

Для уменьшения зрительного напря¬жения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и кон¬трастным, не имело бликов и отраже¬ний рядом стоящих предметов.

Необходимо также исключить воз¬можность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

При работе компьютеров в помеще¬нии создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электроста¬тического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального ми¬кроклимата, предупреждения накопле¬ния статического электричества и ухуд¬шения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание ка¬бинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуаль¬ного развития детей, необходимо пом¬нить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной орга¬низации как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютерно-игровой комплекс дей¬ствует с января 1989 года. Он размещен в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в соста¬ве главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике без¬опасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции, офталь¬молога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники «Элек¬троника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электро¬ника БК-ОО10Ш» (на базе цветных теле¬визоров «Электроника Ц-431», с интер¬претатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант конст¬рукции БК-0010 оказался неприемле¬мым для применения в дошкольном уч¬реждении из-за невозможности исполь¬зования символьных накладок для учеб¬ных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к стандартной клавиатуре не да¬ли желаемого результата. Поэтому кла¬вишная аппаратура была переделана вручную на мембранную с символь¬ными накладками.

На занятиях используются разви¬вающие , и обучающие программы, разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Занятия проводятся со старшими до¬школьниками один раз в неделю по под¬группам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин). Пока одна подгруппа находится в ком¬пьютерно-игровом зале, другая зани¬мается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом че¬редуется умственная и физическая на¬грузка. Кроме того, создается положи¬тельная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»