Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Креативная педагогика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Тема:

«Креативная педагогика»

Введение 3

Новые цели и задачи образования 4

Проективная культура 8

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

Одна из главных задач системы образования - воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом.

Актуальность этой задачи усиливается тем, что в настоящее время в мире происходит постоянное удорожание технологий, сырья, оборудования, энергоресурсов и ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь приводит к глобальным социальным проблемам в обществе.

Решение этих проблем с одной стороны вызывает необходимость в новой технологической волне, новых идеях, новых знаниях, с другой стороны требует создания новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное - требует от каждого человека нового мышления.

В настоящее время следует учитывать и важные изменения, которые происходят в системе образования. С развитием демократизации общества в системе образования поэтапно реализуется философия открытого образования, которое в значительной мере будет базироваться на технологиях дистанционного обучения, экстернате и т. п. Эти технологии и виды обучения характеризуются пониженной интерактивностью, осуществляются в особой социально-психологической среде, которая существенно меньше, чем в традиционном очном образовании регламентирует и дисциплинирует действия обучаемого и требует дополнительных усилий для упорных и планомерных занятий.

Новые цели и задачи образования

Существующая система образования, основанная (за редким исключением) на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей обучаемым уже известного знания, вполне удовлетворительно производит хороших специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Появилась даже печальная шутка, что творческий специалист ― результат брака существующей системы образования.

Известный принцип «сначала научи ремеслу, а потом пусть обучаемый творит так, как ему хочется» основывается имплицитно или эксплицитно на четырехуровневом членении знаний, реализуемом современной педагогикой высшей школы.

В соответствии с этой концепцией выделяются четыре уровня знаний:

- знания-знакомства, позволяющие осознать определенную информацию,

различить явления;

- знания-копии, при помощи которых можно репродуцировать усвоенную

учебную информацию;

- знания-умения, позволяющие применять полученную информацию в

практической деятельности;

- знания-трансформации, через которые полученные ранее знания

переносятся на решение новых задач, новых проблем (это уже уровень

творчества).

Если средняя школа ориентируется на знания первого и второго уровней, то высшая школа, призванная готовить специалиста, сориентирована на третий уровень. Таким образом, задачи четвертого уровня возлагаются, по этой логике, на четвертую ступень образования ― последипломное, условно аспирантуру (по классификации ЮНЕСКО), а также другие виды последипломного образования, характеризуемые, (согласно принятой концепции), как «образование через всю жизнь» (в отличие от «образования на всю жизнь»). Причем и эти знания представляются обучаемым в большинстве предметов и курсов в довольно рутинном виде. (Чтобы исключить чрезмерные эмоции от этого определения, напомним, что слово «рутина» ― пристрастие к привычным путям и способам действия; второе его значение - застой, косность - по нашему понятию, скорее следствие первого).

Понятно, что умение быстро и правильно решать рутинные задачи тоже очень важно, поскольку без него творчество превращается в беспочвенную фантазию, а результат, как правило, не может быть доведен до практической реализации.

Но очевидно и то, что успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Если, например, судить по все усложняющимся и увеличивающимся школьным программам, то мы в праве были бы ожидать появления в каждом старшем классе 20 – 30 (в зависимости от количества учеников) ученых, превосходящих Р. Декарта, И. Ньютона, М. Ломоносова, потому что в XVII – XVIII в. в. эти великие ученые и понятия не имели о многих разделах математики, физики и др., которые даются в современных средних школах. Однако, к сожалению, нам не известны выдающиеся ученые-творцы в старших классах.

Ярко выраженные в современной системе образования междисциплинарные барьеры (особенно негативно проявляющиеся в высшей школе) не позволяют обучающемуся увидеть взаимосвязь предметов, их значение в будущей специальности, в жизни, что безусловно снижает его интерес к обучению.

При существующем подходе к обучению недостаточно эффективными для повышения качества подготовки специалистов оказались и автоматизированные обучающие системы по отдельным предметам, т. к. при сохранившихся междисциплинарных барьерах целевая установка обучения (овладение будущей специальностью) осталась довольно размытой.

Недостаточно (в творческом плане) растут специалисты и в современных последипломных образовательных структурах (аспирантуре), которые в большинстве своем лишь углубляют знания-умения. При этом выполняемые в аспирантуре исследования во многом рутинны и редко поднимаются выше статистических анализов, параметрического синтеза. Неудивительно, что даже доктора наук (в разных отраслях), воспитанные на основах традиционной дидактики, нередко, являясь подлинными энциклопедистами, не создали ничего качественно нового.

Обидными, но, очевидно, справедливыми оказываются слова известного российского ученого, сказанные им четверть века назад: «Как это ни представляется парадоксальным, действительное положение таково, что по технике своей интеллектуальной работы современный человек находится на уровне, не намного превышающем уровень неандертальца».

В какой-то мере эти слова можно посчитать и за комплимент, так как большинство людей в мире в своей творческой деятельности используют лишь один метод ― проб и ошибок, больше известный под названием «Monkey's method».

Может быть обучение именно технике интеллектуальной работы и является главной задачей образования?

Наконец, противоречат существующей последовательности этапов обучения и данные возрастной психологии: до 6 лет около 40% детей потенциально талантливы. Ребенок творит с самого младшего возраста и притом достаточно интенсивно, однако обучение, построенное на основе традиционной дидактики, резко снижает их творческий потенциал.

Творчество ― это не столько деятельность вообще, сколько специфическая деятельность в самой деятельности, увеличивающая созидательный потенциал последней. Иначе говоря, творчество заключается не только в изменении и последовательном преобразовании объекта творчества, но (и это главное), ― субъекта творчества, то есть человека.

Творчеству можно и нужно учить с детства.

Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству ― «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно.

Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали.

Свой вклад в теорию и практику творчества сделали Р. Декарт, И. Ньютон и М. Ломоносов.

XVIII в. начинался верификацией метода принципов Исаака Ньютона и был украшен плодотворной деятельностью Михаила Ломоносова, разработавшего наиболее удачное (для своего времени) методическое средство эвристики ― логографический метод поиска решения задач.

К настоящему времени фонд методов и средств эвристики огромен и превышает тысячу наименований.

«Не случайно, что многие из этих методов поначалу были засекречены, как мощное оружие. Например метод синектики, разработанный в США В. Гордоном, компания «Сенектик корпорейшн» опубликовала лишь после 20 лет успешного использования.

Но как научить этим методам? С помощью креативной педагогики.

Creatio ― лат. сотворение, создание. Тогда, строго говоря, любая педагогика креативна или имеет креативную (творческую) ориентацию. Безусловно, к таким ориентациям можно отнести давно известные в России и других странах проблемное, программированное, интенсивное обучение и др. Очевидно здесь уместно говорить о степени креативности каждой ориентации, о которой можно судить по эффективности обучения, которая, несомненно, оставляет желать лучшего, а значит и степень креативности этих ориентации невелика.

Более того, казалось бы, такая прямая мера, как введение в учебные планы ряда российских вузов курсов «Основы технического творчества», «Основы инженерного творчества», «Основы научных исследований» и др., включающих эвристические стратегии, тактики и методы, не дало желаемых результатов. В какой-то мере сказалось отсутствие или недостаток педагогов-специалистов в области творчества. Но главное, что эти курсы оказались механически добавленными в существующую систему образования без ее изменения, и поэтому были практически отторгнуты ею. Разве можно бескультурного человека сделать культурным, прочитав ему, например, 20-ти часовой факультатив по этике?

Творчество как и культура должна пронизывать всю человеческую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»