Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Кружок резьбы по дереву

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание.

1. Введение - 2.

2. Виды резьбы по дереву – 4.

3. Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников – 6.

4. Материал и инструменты для выполнения резьбы – 9.

5. Организация кружка и основные принципы его работы – 12.

6. Литература – 18.

1. Введение.

Роль трудовой деятельности в системе внеурочной работы возрастает, расширяется влияние школы на учащихся, ее ответственность за организацию режима, отдыха. Развитие внеурочной работы школы тесно связано с расширением функций школы.

Внеурочная трудовая деятельность способствует лучшей организации самих уроков труда, на которых слабые ученики часто не усваивают материал а, сильные работают с недогрузкой.

Учащимся на уроках часто не хватает времени на самообразование, на разнообразную творческую работу, развивающую их всесторонне, гармонично, тем более это относится к урокам труда, где занятия идут по единому для всех плану, программе, распорядку.

В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Основными принципами педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с, образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Резьба по дереву была включена в учебно-воспитательный процесс с первых шагов школы. В “Основных принципах единой трудовой школы” резьба по дереву была названа в числе “главных приемов труда”, которые “… приближаясь к идеалу”, должна была преподать ученику новая школа.

Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

2.Виды резьбы по дереву.

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться. Многочисленные виды резьбы можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; рельефная; прорезная или ажурная; скульптурная или объемная. Каждая из групп, в свою очередь делится на различные по рисунку и технике выполнения разновидности.

Плосковыемчатой называют резьбу, у которой низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. Для нее характерна неглубокая порезка, чаще всего в виде геометрического или растительного орнамента. Данный вид резьбы имеет несколько разновидностей: геометрическая, контурная, завальная.

Геометрическая резьба выполняется в виде двух, трех, и четырех выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба несложна по выполнению, она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов.

Контурная резьба характеризуется небольшими тонкими двухгранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. Используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, животных, птиц и т.д.

Завальная резьба, также как и контурная, выполняется в виде двухгранных выемок, но выемки режутся более глубокие, а их кромки закругляются. Завальная резьба дает небольшую светотень. Как и контурная резьба, она декоративна только при отделке полированием. Применяют завальную резьбу для украшения мелких изделий – шкатулок, рамок и т.д.

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и различных выемок на плоскостях этого орнамента. Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения изделий из древесины и мебели классических стилей. Разновидностью рельефной резьбы является домовая резьба, широко применявшаяся в древнем зодчестве.

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба выполнятся как в технике плосковыемчатой резьбы, так и в технике рельефной резьбы. Прорезная резьба с плоским орнаментом на наличниках окон была широко распространена в древнем зодчестве 19- начало 20 веков. Такая резьба характерна для старинной русской мебели. Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе.

Скульптурная резьба (объемная) характеризуется тем, что в ней орнамент частично или полностью отделяют от фона, преображая его в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объектов в плосковыемчатой резьбе, в объемной резьбе объект изображается всесторонне. Такая резьба широко применялась в мебели и интерьерах классических стилей. В настоящее время в технике скульптурной резьбы изготавливают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари.

3. Занятия резьбой по дереву и эстетическое воспитание школьников.

В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важную роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.

Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно – прикладным искусством, основанные на народном творчестве.

Декоративно–прикладное искусство – это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно–образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В школьных занятиях резьбы по дереву заложен высокий потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, вырабатывать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполненных заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне сложности, позволяющем полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.

В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия резьбы по дереву должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, истории, литературы и других учебных дисциплин.

Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов резьбы по дереву требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием также является доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.

Внеклассные занятия резьбой по дереву помогут учащимся старших классов продолжить углубление знаний в области изобразительной грамоты. Школьники на практике познают неведомые ранее эстетические и пластические свойства привычных для них материалов – дерева и метала, ознакомятся с их декоративными свойствами, откроют много нового и интересного в окружающем мире.

Учащиеся в увлекательной форме закрепят знания, полученные на уроках изобразительного искусства и трудового обучения,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»