Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения физике

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


на правах рукописи

Кудрявцев Александр Владимирович

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ ДЛЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Специальность 13.00.02 - теория и методика

обучения физике

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург 1997

Работа выполнена на кафедре методики преподавания физи-

ки и ТСО Уральского государственного педагогического универ-

ситета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

профессор Пустильник И.Г.

Официальные оппоненты

академик МАИ, член-корреспондент РАО,

доктор технических наук,

профессор Бобко И.М.

кандидат педагогических наук,

доцент Зыков В.В.

Ведущая организация - Самарский государственный педа-

гогический университет.

Защита состоится "___"______________1997 г. в_____ча-

сов на заседании Диссертационного совета К 113.42.05 в

Уральском государственном педагогическом университете по ад-

ресу: 620219 г.Екатеринбург, ул К.Либкнехта 9а, ауд. I.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале биб-

лиотеки Уральского государственного педагогического универ-

ситета.

Автореферат разослан "____"______________1997 года

Ученый секретарь

Диссертационного Совета И.И.Бондаренко

Общая характеристика работы

Обучение в современной школе основывается на коллектив-

ной форме, тогда как многие элементы процесса учения субъек-

та сугубо индивидуальны. В этом проявляется одно из противо-

речий школьного образования.

Идеальным является случай, когда каждый ученик решает

задачи, соответствующие своим способностям, отводя каждой из

них необходимое время. Однако в школе задания чаще даются

всему классу и ориентированы на среднего ученика. Для сла-

бых учеников такие задания, возможно, и являются неплохим

стимулом и ориентиром, но при их решении ученики испытывают

различные затруднения. Для способных учащихся эти же задачи,

в основном, не предполагают возможности творческой дея-

тельности, сдерживают развитие способностей.

Для устранения противоречий между коллективной формой

обучения и индивидуальным характером темпа деятельности,

способностей, интересов и возможностей каждого ученика необ-

ходим поиск путей организации учебного процесса с учетом ин-

дивидуальных особенностей учащихся.

Проблеме индивидуализации обучения посвящен ряд психо-

логопедагогических и дидактических исследований (Антоно-

вой Г.П., Кирсанова А.А., Усовой А.В., Рабунского В.С. и

др.). Индивидуальный подход в обучении рассмотрен в работах

Бударного А.А., Гуревич К.М., Захарова Г.А. Вопросам соотно-

шения индивидуализации и дифференциации в учебном процессе

посвящены труды Пурышевой Н.С., Унт И.Э., Бутузова И.Д.

Организация самостоятельной работы учащихся по физике в

средней школе исследована Усовой А.В., Вологодской З.А.,

Завьяловым В.В. и др.

Авторы исследовали важные вопросы, посвященные различ-

ным формам и методам индивидуализации обучения. Опираясь на

эти работы мы cчитаем необходимым уделить особое внимание

индивидуализации обучения на основе учета интересов и спо-

собностей учеников, при этом предоставить возможность выбо-

ра способов изучения предмета. В таком подходе к учебному

процессу мы видим одно из направлений решения проблемы инди-

видуализации обучения.

Прежде всего, возникает вопрос об определении тех сфер

деятельности ученика, где индивидуализация является необхо-

димой и полезной. Главным образом, как мы считаем, это -

процесс восприятия и усвоения новой информации. Учащиеся от-

личаются и разной скоростью восприятия информации, и разным

"способом ее восприятия", связанным с той системой образов и

с тем соотношением логического и чувственного, которые ха-

рактерны для каждого индивидуума.

Организуя процесс преподавания физики, нужно ориентиро-

ваться не на абстрактного "среднего ученика" и необходимую

сумму знаний, а на способности каждого школьника, его инди-

видуальные возможности и интересы, качества личности. Необ-

ходима переориентация учителя с "бездетной" педагогики (пе-

дагогики вообще) на педагогику, развивающую индивидуальные

склонности и природные задатки каждого ученика, помогающие

ему проявить самостоятельность и состояться как личность.

Возможность самостоятельного определения учащимися

уровня овладения школьным учебным материалом и оптимальной

реализации своих способностей являются главными условиями

одного из центральных принципов сегодняшней школы - принци-

па гуманизации образования. Необходимость учета способнос-

тей, интересов и темпа работы ученика требует предоставле-

ния ему возможности работать независимо от других обучаемых

в диалоговом режиме с обучающим. Но при классно-урочной сис-

теме обучения учитель не в состоянии постоянно контролиро-

вать и корректировать деятельность каждого ученика. Это про-

тиворечие можно преодолеть путем использования персонально-

го компьютера в качестве средства обучения.

Компьютер позволяет реализовать систему, чрезвычайно

чувствительную к индивидуальным психофизиологическим особен-

ностям ученика. Это касается не только различной скорости

усвоения информации. Для индивидуализации обучения недоста-

точно предоставить некоторым учащимся возможность работать в

более удобном для них темпе. Условием, которое обеспечивает

индивидуализацию усвоения новой информации, является предос-

тавление ученикам выбора содержания, форм и методов обучения.

Следовательно, обучающая программа должна не только

последовательно предъявлять дозы информации в зависимости от

ответов учеников на контрольные вопросы, но и позволять

варьирование учебного материала по желанию обучаемого.

Возможности вычислительных машин позволяют ученику на

определенных этапах обучения индивидуально выполнять зада-

ния, предъявляемые с учетом его возможностей и интересов. В

идеале для каждого обучаемого компьютер должен создать пер-

сональную обучающую программу, которая наиболее полно реали-

зует свободный диалог ученика с машиной.

Разработка и использование любой обучающей программы

должны рассматриваться в первую очередь именно в аспекте

возможности индивидуализации обучения. Различным дидактичес-

ким направлениям совершенствования обучения с помощью ЭВМ

посвящены исследования Е.Л.Белкина, А.Я.Савельева, Н.Ф.Талы-

зиной, В.С.Гершунского, Е.И.Машбиц. Методическим основам

проблемы использования компьютеров на уроках физики посвяще-

ны работы Извозчикова В.А., Лаптева В.В. Кондратьева А.С.,

Рымкевича А.П., Стариченко Б.Е., Мининой Е.Е.

Однако, лучшие образцы обучающих программ хотя и дают

возможность существенно интенсифицировать процесс обучения,

но ни одна из них не учитывает направленности интересов уче-

ника.

Таким образом, внедрение ЭВТ в учебный процесс пока не

разрешило фундаментального противоречия школы - противоре-

чия между коллективной формой организации обучения и индиви-

дуальным характером усвоения знаний.

В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным

исследование проблемы индивидуализации обучения при клас-

сно-урочной системе школьного образования на основе ис-

пользования вычислительной техники.

Цель исследования - совершенствование учебного процес-

са по физике путем индивидуализации обучения на

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»