←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
на правах рукописи
Кудрявцев Александр Владимирович
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭВМ ДЛЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Специальность 13.00.02 - теория и методика
обучения физике
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Екатеринбург 1997
Работа выполнена на кафедре методики преподавания физи-
ки и ТСО Уральского государственного педагогического универ-
ситета
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
профессор Пустильник И.Г.
Официальные оппоненты
академик МАИ, член-корреспондент РАО,
доктор технических наук,
профессор Бобко И.М.
кандидат педагогических наук,
доцент Зыков В.В.
Ведущая организация - Самарский государственный педа-
гогический университет.
Защита состоится "___"______________1997 г. в_____ча-
сов на заседании Диссертационного совета К 113.42.05 в
Уральском государственном педагогическом университете по ад-
ресу: 620219 г.Екатеринбург, ул К.Либкнехта 9а, ауд. I.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале биб-
лиотеки Уральского государственного педагогического универ-
ситета.
Автореферат разослан "____"______________1997 года
Ученый секретарь
Диссертационного Совета И.И.Бондаренко
Общая характеристика работы
Обучение в современной школе основывается на коллектив-
ной форме, тогда как многие элементы процесса учения субъек-
та сугубо индивидуальны. В этом проявляется одно из противо-
речий школьного образования.
Идеальным является случай, когда каждый ученик решает
задачи, соответствующие своим способностям, отводя каждой из
них необходимое время. Однако в школе задания чаще даются
всему классу и ориентированы на среднего ученика. Для сла-
бых учеников такие задания, возможно, и являются неплохим
стимулом и ориентиром, но при их решении ученики испытывают
различные затруднения. Для способных учащихся эти же задачи,
в основном, не предполагают возможности творческой дея-
тельности, сдерживают развитие способностей.
Для устранения противоречий между коллективной формой
обучения и индивидуальным характером темпа деятельности,
способностей, интересов и возможностей каждого ученика необ-
ходим поиск путей организации учебного процесса с учетом ин-
дивидуальных особенностей учащихся.
Проблеме индивидуализации обучения посвящен ряд психо-
логопедагогических и дидактических исследований (Антоно-
вой Г.П., Кирсанова А.А., Усовой А.В., Рабунского В.С. и
др.). Индивидуальный подход в обучении рассмотрен в работах
Бударного А.А., Гуревич К.М., Захарова Г.А. Вопросам соотно-
шения индивидуализации и дифференциации в учебном процессе
посвящены труды Пурышевой Н.С., Унт И.Э., Бутузова И.Д.
Организация самостоятельной работы учащихся по физике в
средней школе исследована Усовой А.В., Вологодской З.А.,
Завьяловым В.В. и др.
Авторы исследовали важные вопросы, посвященные различ-
ным формам и методам индивидуализации обучения. Опираясь на
эти работы мы cчитаем необходимым уделить особое внимание
индивидуализации обучения на основе учета интересов и спо-
собностей учеников, при этом предоставить возможность выбо-
ра способов изучения предмета. В таком подходе к учебному
процессу мы видим одно из направлений решения проблемы инди-
видуализации обучения.
Прежде всего, возникает вопрос об определении тех сфер
деятельности ученика, где индивидуализация является необхо-
димой и полезной. Главным образом, как мы считаем, это -
процесс восприятия и усвоения новой информации. Учащиеся от-
личаются и разной скоростью восприятия информации, и разным
"способом ее восприятия", связанным с той системой образов и
с тем соотношением логического и чувственного, которые ха-
рактерны для каждого индивидуума.
Организуя процесс преподавания физики, нужно ориентиро-
ваться не на абстрактного "среднего ученика" и необходимую
сумму знаний, а на способности каждого школьника, его инди-
видуальные возможности и интересы, качества личности. Необ-
ходима переориентация учителя с "бездетной" педагогики (пе-
дагогики вообще) на педагогику, развивающую индивидуальные
склонности и природные задатки каждого ученика, помогающие
ему проявить самостоятельность и состояться как личность.
Возможность самостоятельного определения учащимися
уровня овладения школьным учебным материалом и оптимальной
реализации своих способностей являются главными условиями
одного из центральных принципов сегодняшней школы - принци-
па гуманизации образования. Необходимость учета способнос-
тей, интересов и темпа работы ученика требует предоставле-
ния ему возможности работать независимо от других обучаемых
в диалоговом режиме с обучающим. Но при классно-урочной сис-
теме обучения учитель не в состоянии постоянно контролиро-
вать и корректировать деятельность каждого ученика. Это про-
тиворечие можно преодолеть путем использования персонально-
го компьютера в качестве средства обучения.
Компьютер позволяет реализовать систему, чрезвычайно
чувствительную к индивидуальным психофизиологическим особен-
ностям ученика. Это касается не только различной скорости
усвоения информации. Для индивидуализации обучения недоста-
точно предоставить некоторым учащимся возможность работать в
более удобном для них темпе. Условием, которое обеспечивает
индивидуализацию усвоения новой информации, является предос-
тавление ученикам выбора содержания, форм и методов обучения.
Следовательно, обучающая программа должна не только
последовательно предъявлять дозы информации в зависимости от
ответов учеников на контрольные вопросы, но и позволять
варьирование учебного материала по желанию обучаемого.
Возможности вычислительных машин позволяют ученику на
определенных этапах обучения индивидуально выполнять зада-
ния, предъявляемые с учетом его возможностей и интересов. В
идеале для каждого обучаемого компьютер должен создать пер-
сональную обучающую программу, которая наиболее полно реали-
зует свободный диалог ученика с машиной.
Разработка и использование любой обучающей программы
должны рассматриваться в первую очередь именно в аспекте
возможности индивидуализации обучения. Различным дидактичес-
ким направлениям совершенствования обучения с помощью ЭВМ
посвящены исследования Е.Л.Белкина, А.Я.Савельева, Н.Ф.Талы-
зиной, В.С.Гершунского, Е.И.Машбиц. Методическим основам
проблемы использования компьютеров на уроках физики посвяще-
ны работы Извозчикова В.А., Лаптева В.В. Кондратьева А.С.,
Рымкевича А.П., Стариченко Б.Е., Мининой Е.Е.
Однако, лучшие образцы обучающих программ хотя и дают
возможность существенно интенсифицировать процесс обучения,
но ни одна из них не учитывает направленности интересов уче-
ника.
Таким образом, внедрение ЭВТ в учебный процесс пока не
разрешило фундаментального противоречия школы - противоре-
чия между коллективной формой организации обучения и индиви-
дуальным характером усвоения знаний.
В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным
исследование проблемы индивидуализации обучения при клас-
сно-урочной системе школьного образования на основе ис-
пользования вычислительной техники.
Цель исследования - совершенствование учебного процес-
са по физике путем индивидуализации обучения на
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|