Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Методика развития творческих способностей младших школьников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства.

Творческая работа учителя начальных классов школы № 15 г. Великие Луки Псковской области

Новиковой Светланы Николаевны

Консультант: Завацкая Наталья Ивановна, учитель начальных классов, I категории

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

2000

Содержание

стр.

Введение ......................................................................

Глава I. Виды изобразительного искусства

§1. Изобразительные виды декора ............................

§2. Народный орнамент ...........................................

Глава II. Пути и способы развития творческих способно-стей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве

§1. Использование приемов и методов дифференциа-ции ........................................................................

§2. Дифференцированные и индивидуальные задания на уроках изобразительного искусства .....................

Заключение ..................................................................

Список используемой литературы ..................................

Приложение .................................................................

Введение.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.»

А.Б.Салтыков.

В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоратив-ного рисования - один из основных видов работы по изобрази-тельному искусству. Так же как рисование с натуры и тематиче-ские занятия, декоративное рисование в процессе обучения спо-собствует развитию мышления, творческого воображения, худо-жественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству род-ного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными. Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоратив-ному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с нату-ры объектов - листьев, цветов, бабочек ... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отноше-ний, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащи-мися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппли-кациях, изготовлении игрушек, плетении...

Декоративно-прикладное искусство по своему происхожде-нию - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вло-жена душа народа, его чуства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное зна-чение (3; С.101).

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, полховско-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотна.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сель-ского, так и городского жилья. В том и выражается потребность людей в красоте (9; С.3).

Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у младших школьников творческую фанта-зию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.

Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются твор¬ческие умения и навыки са-мостоятельно выполнять разнообраз¬ные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделя¬ется раскрытию учащимся художественной выразительности на¬родного искусст-ва. В содержание декоративно-оформительских работ входит вы-полнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, транспарантов, выставоч-ных стендов, стенгазет, элементов книжной графики и т.п.

Декоративные рисунки выполняются на основе декоратив-ной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объ-ек¬тов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных ри-сун¬ков учащиеся начинают понимать тесную связь практического на¬значения предмета и его формы, материала, элементов укра-шения, учатся отличать удачное, выразительное решение декора-тивного украшения вещи от неудачного (4; С.11).

При обучении детей декоративному рисованию осуществ-ляются следующие задачи в области их художественного воспри-ятия:

1) Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

2) Усвоение детьми различных приемов изображения деко-ративного узора.

3) Передача простыми приемами мотивов растительного узора.

4) Обучение детей композиционному рассмотрению узора на бумаге разного формата.

5) Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.

Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на ка-ждом занятии по декоративному рисованию.

Глава I. Виды изобразительного искусства.

§1. Изобразительные виды декора.

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.

Сюжетное изображение - это рисунок на поверхно¬сти предмета, изображающий какое-то определенное явление, собы¬тие, конкретного человека или вещь. Художественная вырази-тель¬ность самой формы предмета способна вызывать эстетиче-ские чувства, эмоции, например чувство радости. Конкретное изображе¬ние придает этому чувству осознанность, скажем, ра-дость от кра¬соты русской белоствольной березки, которую ху-дожник органично ввел в декор предмета.

Символическое изображение - это условный образ, обо-значающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пяти¬конечной звезды, или в виде монограммы - сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принад-ле¬жат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллего¬рия - иносказание.

Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать кон-крет¬ные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц - с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщен-ные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и ба-бочек, на растениях и плодах природа «нарисовала» чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, на-слаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился исполь-зовать закономерности, лежа¬щие в ее основе, и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.

Сюжетные, символические изображения и орнаменты свои-ми ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональ-ную выра¬зительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания.

По своему содержанию орнаменты бывают:

Все эти орнаменты можно классифицировать по трем ос-новным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные эле-менты которого сгруппированы так, что создают замкнутое дви-жение.

Таким орнаментом украшают потолки, абажурные платки, полы, стены, скатерти, то есть формы, которые нуждаются в зри-тельном увеличении размера вещи и пространства интерьера. Очевидно, что для усиления целостности вещи ее поверхность лучше украсить замкнутым орнаментом, заполняющим середину и края. Особенно необходимы такие орнаменты в ковровых изде-лиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают ин-терьеру равновесие, устойчи¬вость. В еще большей степени уси-ливается целостность формы вещей, когда вся их поверхность покрывается сплошным орнамен¬том без свободного поля.

По принципам замкнутого орнамента строятся символиче-ские изображения - эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением.

Широко применяют ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого ворот¬ника, края рукава, нижнего края платья, в виде узорчатого пояса, головной повязки,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»