Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Методы обучения и их назначение (таблица)

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Метод и его назначе¬ние Функции учителя Функции уче¬ника Средства обуче¬ния Условия успеш¬ного исполнения

1 2 3 4 5

РАССКАЗ - монологиче¬ское изложение учебного мате¬риала, не прерывае¬мое во¬просами, содер¬жащее в ос¬новном фак¬тологический материал- вступление, пове¬ствова¬ние, заключе¬ние.

Привлечение вни¬мания, мнемо¬ниче¬ские приемы, логи¬ческое срав¬нение, сопостав¬ление, резюмиро¬вание, учит гра¬мотно выражать свои мысли, ло¬гичной, убеди¬тельной речи. Внима¬тельно слу¬шать, чтобы уметь связно, ло¬гично выра¬жать свои мысли. Речь, иллю¬стра¬ции, мето¬диче¬ские и мне¬мони¬ческие приемы, логические приемы сравне¬ния, сопоставле¬ния, резю¬миро¬вания. Зависит от сочета¬ния с другими методами.

Положительно-эмо¬цио¬нальное воспри¬ятие.

Зависит от усло¬вий (время, ме¬сто),неперегружен¬ность фак¬тами.

От умения учителя расска¬зывать.

БЕСЕДА - метод дидак¬тиче¬ской работы, ее сущ¬ность состоит в том, чтобы побу¬дить уча¬щихся к актуализа¬ции (припоми¬нанию) уже известных фактов, дос¬тиже¬нию но¬вых знаний путем выво¬дов, рассуж¬дений. Бе¬седа не явля¬ется универсаль¬ным методом, не дает прак¬тических навыков.

Вводная беседа

Беседа - сообщение

Закреп¬ляющая беседа.

Задать целена¬прав¬ленные, умело поставлен¬ные во¬просы, педагог обязан четко опре¬делить тему беседы, ее цель, составить план - конспект, подобрать нагляд¬ные пособия, сфор¬мулировать основ¬ные и вспо¬мога¬тельные вопросы, проду¬мать мето¬дику ее организа¬ции и проведения. Сде¬лать обобщение и выводы. Должен сле¬дить за мыс¬лями учителя, в результате чего уча¬щиеся про¬двига¬ются в освоении новых зна¬ний. Внима¬тельно вы¬слуш¬ивать во¬просы, отве¬чать на во¬просы, анали¬зиро¬вать от¬веты своих това¬рищей, вы¬сказывать собст¬венное мнение. Речь, во¬просы, поня¬тия, нагляд¬ные пособия Зависит от кон¬такта с аудито¬рией, нужно, чтобы все прини¬мали участие в беседе, внима¬тельно вы¬слу¬шивали вопросы, об¬думывали от¬веты, анали¬зиро¬вали ответы това¬ри¬щей, высказы¬вали собст¬венное мнение

ЛЕКЦИЯ характеризу¬ется более строгой структурой, логикой изложения, оби¬лием информации, сис¬темным характером ос¬вещения. Составление де¬тального плана, логически строй¬ное и последова¬тельное изложе¬ние всех пунктов плана, обобщаю¬щие вы¬воды. Составление кон¬спекта Ознаком¬ление уча¬щихся с темой, ис¬поль¬зование живого, языка, на¬гляд¬ности (демонст¬рации, ил¬люст¬ра¬ции, видео) Составление учите¬лем деталь¬ного плана, логи¬че¬ски стройное и последо¬вательное изложение изу¬чае¬мого мате¬риала, эмо¬цио¬нальность изло¬жения, краткие вы¬воды, задик¬товка, живой язык, контакт с аудиторией, опти¬мальный темп изло¬жения, ис¬пользова¬ние на¬глядности, соче¬тание лекций с семинарскими, прак¬тическими занятиями.

УЧЕБНАЯ ДИСКУС¬СИЯ - обмен взглядами по конкрет¬ной теме; помо¬гает упорядо¬чить и узу¬чить уже извест¬ный мате¬риал, приобретают новые знания, укрепля¬ются в собственном мнении, учатся его от¬стаивать. Учитель должен позаботиться о том, чтобы ученики учились ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д..

Приобре¬тают новые знания, ук¬репля¬ются в собствен¬ном мне¬нии, учатся его отстаи¬вать Речь, во¬просы, спор.

Предварительная и основательная подготовка к учебной дискуссии учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.

РАБОТА С КНИГОЙ. Воз¬мож¬ность ученика мно¬го¬кратно обрабаты¬вать учебную ин¬форма¬цию в доступном темпе и в удобное время. Функ¬ции: обучающая, раз¬ви¬ваю¬щая, побуждаю¬щая, кон¬трольно-кор¬рекцион¬ная Обязан ознако¬мить учащихся с правилами за¬учи¬вания раз¬личной инфор¬мации, по¬стонно контроли¬ровать развитие памяти, помогать ее со¬вершенство¬вать, сочетать данный метод с другими мето¬дами. Чтение, по¬нима¬ние, за¬пись, ана¬лиз, синтези¬рова¬ние учебного ма¬териала (урок+учеб¬ник) Книга, тет¬радь Умение сво¬бодно чи¬тать и понимать прочи¬танное, выде¬лать глав¬ное, запи¬сывать, состав¬лять схемы, кон¬спекты

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Заключается в на¬глядно-чувственном ознакомле¬нии с явле¬ниями, про¬цессами, объектами в натураль¬ном виде, ис¬пользуется с внеш¬ним видом пред¬мета, его внутреннем устройством Педагог должен направлять вни¬мание учеников на существенные стороны демон¬стрируемых яв¬лений, пра¬вильно сочетать различ¬ные ме¬тоды Зарисовка, наблю¬де¬ние, ис¬следова¬ние, ос¬мысление, обнаруже¬ние свя¬зей. Иссле¬дуе¬мые объ¬екты (в нату¬раль¬ном виде) ис¬кусст¬вен¬ные заме¬нители на¬ту¬раль¬ных объ¬ектов. Активное уча¬стие уче¬ников, правиль¬ный вы¬бор объек¬тов, умение педа¬гога направить вни¬мание учеников на су¬щественные сто¬роны явле¬ний, со¬четание с другими мето¬дами.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - показ и вос¬приятие предметов, процес¬сов, явлений в их символь¬ном изображе¬нии с помо¬щью плака¬тов, карт, портре¬тов, ри¬сун¬ков, схем и т.д. Они су¬щественно об¬легчают процесс фор¬мирования по¬нятий. Определить оп¬тимальный объем иллюст¬рируемого мате¬риала, подго¬то¬вить заранее ил¬люстрации, пра¬вильно исполь¬зовать методику показа. Осмысле¬ние, вос¬приятие, сделать вы¬воды Диа¬граммы, графики, схемы. Таб¬лицы, карты, пла¬каты и т.д.

Методика по¬каза, соче¬тание с дру¬гими мето¬дами, использо¬вание раз¬даточ¬ного мате¬риала

ВИДЕОМЕТОД- экран¬ное пре¬поднесение ин¬фор¬мации, которое слу¬жит не только для пре¬под¬несе¬ния знаний, но и для их контроля, закре¬пления, повторения, обоб¬щения, системати¬зации, т.е. вы¬полняет все дидактиче¬ские функции. Подбор нужного материала, уме¬ние вводить учащихся в круг изучаемых про¬блем, делать обобщающие вы¬воды, оказы¬вать индивиду¬альную помощь в про¬цессе само¬стоя¬тельной ра¬боты.

Осмысле¬ние, вос¬приятие, делать вы¬воды, выде¬ле¬ние необ¬ходи¬мой ин¬формации, са¬мостоя¬тельное ис¬следо¬вание. проектор, ки¬ноап¬па¬ратура, учебное теле¬виде¬ние, ви¬део¬проиг¬рыва¬теля, ви¬део¬магни¬то¬фон, а также ком¬пью¬тер с дис¬плей¬ным отра¬же¬нием ин¬фор¬мации. Наличие видео¬теки, учебный процесс дол¬жен отличаться чет¬ко¬стью, проду¬манностью, це¬лесо¬образностью

УПРАЖНЕНИЯ - это метод обучения, пред¬став¬ляю¬щий собой пла¬но¬мерное повтор¬ное вы¬полнение действий с це¬лью овла¬дения ими или повыше¬ния их ка¬чества.

Виды:

Специальные, произ¬вод¬ные, комментиро¬ванные, устные, пись¬менные, графические, лабора¬тоно-практиче¬ские, про¬извод¬ственно-трудовые Учитель должен заботиться о дос¬таточном количе¬стве и разнообра¬зии упражнений, проверять пра¬вильность вы¬пол¬нения уп¬ражне¬ний, по¬мощь в выпол¬нении. Четкое вы¬полне¬ние за¬да¬ний в за¬висимости от типа упраж¬не¬ний. Тетради, книги, при¬боры и т.д. Сознательная на¬прав¬ленность уча¬щихся на по¬выше¬ние каче¬ства дея¬тельно¬сти; знание пра¬вил выполнения дей¬ствий; созна¬тельный учет и кон¬тролирование усло¬вий; резуль¬татив¬ность.

СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД - скомбиниро¬ванный из многих путей и спосо¬бов метод, при¬меняе¬мый пе¬дагогом тогда, когда ни один из из¬вестных изоли¬рован¬ных методов не дает воз¬можности быстро и эф¬фективно достичь на¬ме¬ченных целей в имею¬щихся конкретных усло¬виях, он признается не всеми педагогами, это творческий, не стандарт¬ный метод Индивидуаль¬ность в подходе к обу¬чению, на¬учно-исследова¬тельские работы Осмысле¬ние и вы¬полнение задания, предла¬гае¬мого учите¬лем Карта творче¬ского роста учеников, ди¬агно¬сти¬ческие карты. Подготовка уче¬ни¬ков, наличие совре¬менных наглядных средств. Ак¬тив¬ное участие уче¬ни¬ков, сочетание с дру¬гими мето¬дами, умение педагога напра¬вить вни¬мание на существенные стороны изучае¬мого ма¬териала, контакт с ауди¬торией, по¬ложи¬тельное вос¬при¬ятие.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕ¬ТОД - само¬стоятельное прове¬дение эксперимен¬тов, исследова¬ний уча¬щи¬мися, дает воз¬мож¬ность приобретать уме¬ния и навыки обращения с оборудованием обеспе¬чи¬вает превосходные условия для формиро¬вания практи¬ческих уме¬ний. Тщательная под¬готовка учителя. Ученик должен тщательно подго¬то¬виться, активно исследо¬вать, са¬мостоя¬тельно ра¬ботать, подбирать необходи¬мые ма¬те¬риалы и при¬боры. Наличие лабо¬рато¬рии, на¬личие специ¬ального обору¬до¬вания. Тщательная под¬го¬товка учителя и ученика, нали¬чие дорогостоя¬щего оборудова¬ния, творческих подход к реше¬нию задач

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕ¬ТОД - применение полу¬чен¬ных знаний к реше¬нию прак¬тических задач, умение использовать теорию на практике. Объяснение, по¬каз, руководство, работа со сла¬быми учениками, контроль Осмысление ска¬занного и пока¬занного учителем, уча¬стие в про¬цессе, само¬стоя¬тельное выполне¬ние задания, уме¬ние делать вы¬воды Демонстраци¬онный мате¬риал, тетради, книги. Сформирован¬ность привычки организации тру¬дового процесса (осознание цели и условий ее реше¬ния и т.д.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ - это специально создан¬ные ситуации, мо¬дели¬рующие реальность, из которых учащимся пред¬лагается найти вы¬ход

Назначение: стимули¬ро¬вание познаватель¬ного процесса

Симуляционные игры

Метод инсценизации

Метод генерации идей Подготовка плана и содержания, определение темы и цели, распреде¬ление ролей, на¬блюдение, руко¬водство, подведе¬ние итогов Понимание, мо¬тивация, принятие ро¬лей, участие, понимание Комплект игры, обору¬дование, ос¬нащение Тщательная под¬готовка, положи¬тельное воспри¬ятие, поощрение

МЕТОД

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»