Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Методы обучения и классификация методов обучения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творчес¬кие задания, выполнение которых требует от учащихся нетри¬виальных поворотов мысли, обдумывания, умственной само¬стоятельности.

Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основы¬вается на улучшении самостоятельной работы учащихся, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.

Лабораторные занятия. Организация лабораторных работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) по¬становка цели лабораторных (практических) занятий, б) опре¬деление порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебни¬ками и другими учебными пособиями, а также консультиро¬ваться с учителем.

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой уча¬щихся.

Проверка и оцен¬ка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводит¬ся в конце каждой учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащих¬ся за год;

г) выпускные и переводные экзамены. При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навы¬ками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Сущест¬венное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряже¬нием постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов провер¬ки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущ¬ность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятель¬ность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позво¬ляет ему более объективно подходить к проверке и оценке зна¬ний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплот¬ненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключа¬ется в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содер¬жанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. По¬скольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся вос¬производить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений.

Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а че¬тырем-пяти учащимся предлагает дать письменные отве¬ты на вопросы, подготовленные заранее на отдельных лист¬ках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматри¬вает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на от¬дельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые от¬дельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих това¬рищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может при¬водить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразитель¬ность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систе¬матической проверку их знаний.

Контрольные работы. Это весьма эффективный метод про¬верки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или прак¬тической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо со¬блюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хо¬рошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел програм¬мы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основа¬тельному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить уча¬щихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требую¬щие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестан¬дартных задач и упражнений. Нередко полезно также прово¬дить так называемые предупредительные проверочные рабо¬ты, позволяющие определять степень подготовленности уча¬щихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной ра¬боты охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходи¬мо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися да¬ваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое: контрольные работы, как правило, должны прово¬диться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец неде¬ли или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, не¬сомненно, может отрицательно сказаться на выполнении кон¬трольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объек¬тивно оценивать контрольные работы, а также проводить ана¬лиз качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет про¬верка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учи¬телю изучать отношение учащихся к учебной работе, качест¬во усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знани¬ях, а также степень самостоятельности при выполнении до¬машних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осущест¬вляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль. В системе проверки зна¬ний учащихся применяется программированный контроль, ко¬торый еще называют альтернативным

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»