Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Мировой педагогический опыт КД Ушинский

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчинами;

- подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

- принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа.

- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народно образования.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта. приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская.

Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт".

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка.

Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.

К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент.

"Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс "управления личностью" цель которого -подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего "сытным человеком".

Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;

- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных "словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели.Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений.

В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей, личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные, предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога". Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В.А.Сухомлинский.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»