Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Педагогика /

Модульная технология обучения (МТО)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


эффективность.

Выводи и рекомендации

Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некото¬рые выводы

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен¬цированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет инди¬видуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, сте¬пени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта обра¬зования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие воз¬можности у технологии и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консуль¬тировать школьников. В результате изменения его деятельности на учеб¬ном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовит¬ся к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей мо¬дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному заня¬тию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей дея¬тельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения тре¬бует от учителя хорошего знания своих учеников.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определен¬ные условия.

Первое условие связано с мотивацией учителей.

Второе условие связано с готовностью школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности школы в размноже¬нии модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый уче¬ник будет обеспечен этой программой действий.

Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Лучше вначале попробовать на малой группе. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.

Другая ошибка учителей состоит в том, что в модуль включается очень большой объем содержательной деятельности. Все ученики отвечают, что им не хватает времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а во-вторых, учителя сами не знают темпа работы своих учащихся.

2. Теоретические характеристики современных педагогических технологий

2.1. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех раз¬витых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», пер¬воначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повы¬шения эффективности учебного процесса широкое использова¬ние технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея пол¬ной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к сле¬дующей установке в педагогической практике: решение дидакти¬ческих проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно подда¬ваться четкому описанию и определению.

Соответственно, во многих международных изданиях появля¬ется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология — это «не просто исследования в сфе¬ре использования технических средств обучения или компьюте¬ров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный еже¬годник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лон¬дон — Нью-Йорк, 1978).

Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной лите¬ратуре встречается как первоначальное понимание сущности пе¬дагогической технологии (педагогическая технология как макси¬мальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей уп¬равления процессом обучения (т. е. целенаправленное констру¬ирование целей обучения в соответствии с целями проектирова¬ния всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффектив¬ности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряжен¬ной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристи¬ка понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев счи¬тает, что педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, вос¬питательных средств; она есть организационно-методический ин¬струментарий педагогического процесса. По М.В. Кларину, пе¬дагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме¬тодологических средств, используемых для достижения педагоги¬ческих целей. Г.К. Селевко выделяет в «педагогической техноло¬гии» три аспекта:

• научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и мето¬ды обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для дости¬жения планируемых результатов обучения;

• процессуально-действенный: осуществление технологическо¬го (педагогического) процесса, функционирование всех личнос¬тных, инструментальных и методологических педагогических средств.

М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагоги¬ческая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

В образовательной практике понятие «педагогическая техно¬логия» используется на трех иерархически соподчиненных уров¬нях (Г.К. Селевко):

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической си¬стеме: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в зна¬чении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обу¬чения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология пред¬ставляет собой технологию отдельных частей учебно-воспита¬тельного процесса, решение частных дидактических и воспита¬тельных задач (технология отдельных видов деятельности, фор¬мирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторе¬ния и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Представленные выше определения позволяют выделить ос¬новные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

• цели обучения — общие и конкретные;

• содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»